Музейно-педагогические методики работы с дошкольниками с задержкой психического развития

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. [14]
Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы.
Часто трудности усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. [18]
Общие черты детей ЗПР:
1. Низкая работоспособность детей в результате повышенной истощаемости.
2. Незрелость эмоций и воли.
3. Ограничен запас общих сведений и представлений.
4. Примитивный словарный запас.
5. Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.
6. Неполная сформированность игровой деятельности.
7. Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.
8. Неумение планировать свою деятельность. [14]
Важнейшая роль в том, каким станет такой человек, в его становлении, принадлежит людям, находящимся с ним в непосредственном взаимодействии на протяжении жизни, т.е. педагогам. Это агенты социализации.
На этом фоне воспитание и обучение детей с задержкой психического развития часто зависит от типа отклонения. (Рисунок 6) [25]

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ