Психологическое благополучие сотрудников организации при разных стилях руководства.

Цели и задачи

Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия сотрудников организации при разных стилях руководства.

Введение и актуальность


Такие мощные современные процессы, как экономическая и политическая нестабильность, войны, урбанизация, рост социальной незащищенности, дефицит времени и жизненных ресурсов, организационные и семейные конфликты способствуют формированию у многих современных людей ощущений психологического неблагополучия, сопровождающихся ростом агрессивности и фрустрации. Отчасти это подтверждают эмпирические исследования. Поэтому забота о психологическом благополучии личности становится не только актуальной научной проблемой, актуальной практической задачей для системы образования и профессиональной подготовки, но и актуальной персональной задачей для каждого современного человека [4; 23; 40].
Если опираться на наиболее известную теорию психологического благополучия, автором которой является К.Рифф, то, сравнивая описанные в данной теории, составляющие психологического благополучия с важнейшими составляющими профессионального развития личности, можно сделать вывод, что психологическое благополучие является атрибутивной, неотъемлемой составляющей профессионального развития личности (табл. 1).

Заключение и вывод


В рамках проведенного анализа научно-теоретической литературы были решены следующие задачи:
1. Изучено психологическое благополучие личности: понятия, подходы к исследованию.
В настоящее время существуют и продолжают формироваться новые модели структуры психологического благополучия, намечаются иные пути исследования данного феномена, определения его факторов и взаимосвязи с другими компонентами функционирования личности.
Подводя итог проведенному анализу научно-теоретической литературы, представленному в данном параграфе, можно утверждать, что нами было изучено понятие «психологической благополучие» с точки зрения его исторического становления в психологических исследования отечественных и зарубежных учёных. Нами также были рассмотрены подходы к определению термина «психологической благополучие», а именно гедонистический (Н. Бредберн, Э.Динер, М.Аргайл), эвристический (К.Роджерс, Э.Эриксон, А.Уотерман и др.). В параграфе также представлены основные подходы к определению компонентов психологического благополучия личности, выделенные современным учеными.
2. Рассмотрены особенности психологического благополучия в профессиональной деятельности.
Психологическое благополучие как атрибутивная составляющая профессионального развития личности создает базу, прочную платформу и питательную среду для развития новых профессиональных навыков и умений. При повышении ощущения психологического благополучия происходит не только изменение внутреннего контекста (рост удовлетворенности собой, позитивной самооценки, оптимизма и уверенности в будущих успехах), но и изменение внешнего контекста личности (одобрение и признание окружающих, позитивные внешние оценки, формирование новых социальных взаимодействий и отношений, позитивная динамика социально-психологических ролей и статусов), которое может находить отражение даже в устойчивых, медленно изменяющихся компонентах общественного мнения.
3. Представлена характеристика стилей руководства в организации.
Авторитарный стиль руководства характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Решения принимаются единолично. Руководитель отдает приказы, наказания, делает замечания и выговоры, убирает всевозможные льготы для сотрудников организации.
Данный стиль управления рационален во время кризиса – войны, кризиса в фирме. В такой обстановке необходимо принимать решения быстро, четко и единолично, в ином случае возможен хаос. Диктатура обеспечивает оперативность выполнения решений и их надежного контроля. В других ситуациях данный стиль управления неприемлем, он встречается в корпорациях и сегодня, но довольно редко
Для демократического стиля управления характерно делегирование полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными. Попустительский стиль управления направлен на сплочение коллектива и улучшения взаимосвязей внутри него, но допускается такой стиль управления только в случае, если группа состоит из высококвалифицированных специалистов, и они способны сознательно и добросовестно выполнять индивидуальную работу, применяя свои творческие навыки.
Для эмпирического исследования базой выступали 2 группы, сформированные из сотрудников государственных организаций (Аппарат ГД и депутатов ГД), в возрасте 30-60 лет. Всего эмпирическим исследованием было охвачено 60 государственных служащих. В первой группе государственных служащих преобладающим является демократичный стиль руководства. Во второй группе сотрудников государственного учреждения преобладающим является авторитарный стиль руководства.
В рамках настоящего исследования была использована Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д.Шевеленковой, П.П.Фесенко).
Полученные при исследовании данные позволяют утверждать, что в первой группе, нами был выявлен достаточно благоприятный уровень психологического благополучия в коллективе при преобладании демократичного стиля руководства. Было установлено, что между членами коллектива наблюдается дружественность в общении и доверительные взаимоотношения. Члены коллектива не ощущают давления «сверху» при принятии решений. Сотрудники участвуют в управлении организацией, что способствует оптимизации социально - психологического климата.
Во второй группе испытуемых мы наблюдали, что в коллективе, в котором преобладает авторитарный стиль руководства, психологический климат нестабилен, а психологическое благополучие сотрудников находится на низком уровне. Неустойчивость психологического климата в коллективе по мере накопленных изменений может перерасти в нездоровый климат, в связи с чем, это должно стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с возможностью его дальнейшего развития.
Таким образом, можно сделать вывод о взаимосвязи стиля руководства и психологического благополучия сотрудников организации, а также психологического климата коллектива. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально - психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников.
На основании проведенного исследования актуальной представляется разработка комплекса методических рекомендаций руководителям по формированию психологического благополучия в коллективе работников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ