Праздник как тип культурно-досуговых программ в начальной школе.

Рассматривая вопрос о видах празднично-игровых технологий формирования культуры досуга, представляется целесообразными привести рассуждения Т.Э. Мангер, осуществившей их классификацию и систематизацию по целям, по областям деятельности, по предметной области, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по игровой среде.
При этом особый интерес для нашего исследования представляет классификация празднично-игровых технологий по характеру педагогического процесса, в которой ученым разграничиваются познавательные, обучающие, развивающие, творческие, репродуктивные, продуктивные, контролирующие, обобщающие, воспитательные, коммуникативные, диагностические и др. [4, с. 211].
При изучении структуры празднично-игровой технологии уместно было обратиться к научным разработкам известного исследователя социально-культурной деятельности А.Д. Жаркова, достаточно подробно освятившего этот вопрос на общем уровне.
Применяя выводы этого ученого к понятию празднично-игровой технологии формирования культуры досуга, обозначим ее основные этапы: — целевой, предполагающий анализ обстановки и формулировку цели празднично-игрового действа; — содержательный, в ходе которого осуществляется разработка плана, программы, сценария праздника, осуществляется сбор и обработка необходимой информации и ресурсов, репетиции и др.; — процессуальный, на котором собственно осуществляется проведение праздника; — рефлексивный, позволяющий выявить как положительные результаты, так и недостатки всей проведенной работы и разработать меры, которые устранили бы их повторение. Такая структура празднично-игровой технологии формирования культуры досуга, может использоваться при подготовке и проведении любого вузовского праздника, поскольку каждый из них предполагает как подготовительный, художественный, так и аналитический аспекты.
Тем не менее, в каждом конкретном случае содержательное наполнение этапов празднично-игровой технологии будет существенно разниться в зависимости от специфики праздничной тематики. При этом праздничноигровая технология «оптимально функционирует … исходя из значимого смысла и содержания, того общего результата, который складывается из всей совокупности человеческих стремлений, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью, направленностью на решение четко определенных задач» [3, с. 245].
Таким образом, праздник обладает значительным потенциалом формирования культуры досуга и с педагогической точки зрения представляет собой вид свободного и непринужденного воздействия на личность, позволяющего в игровой форме освоить стандарты поведения в свободное время. При этом празднично-игровая технология формирования культуры досуга представляет собой последовательность действий человека, обеспечивающих его эффективное участие в праздничной деятельности, где игра есть способ существования праздника.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ