Психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуациях

Цели и задачи

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов у старших школьников.

Введение и актуальность


Стороны (участники) конфликта - это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Выделяют несколько групп участников конфликта: основные участники конфликта (субъекты конфликта, инициаторы, которые совершают активные действия в конфликте) и второстепенные (так называемая группа поддержки, это те люди, которые не принимают прямого участия в конфликте, но способствуют развитию конфликта).
Условия конфликта - это обстоятельства или факторы, характеристика и условия возникновения и протекания конфликта.
Предмет конфликта - это то, из-за чего произошел конфликт, это объект противоречий участников конфликта.
Действия участников конфликта - конфликтное взаимодействие участников конфликта.
Исход (результат) конфликта - это не столько результат конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность [11].
Конфликт - это процесс, как и в любом другом процессе, так и в конфликте есть начало и конец.
Из-за чего же возникают конфликты? Немало конфликтов возникают из-за сложности характера личности и психологических особенностей подростков.
Чаще всего конфликты возникают из-за особенностей характера человека. Характер, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека. В общей психологии выделяют так называемый «нормальный характер», «акцентуируемый» и «патологический». Подростковый возраст является периодом, когда проявляются акцентуации характера и его патологии [14].
Впервые понятие «акцентуация характера» ввел немецкий психиатр К. Леонгард, которое означает чрезмерную выраженность отдельных характеристик и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями [22].
А. Е. Личко дает определение акцентуации характера, как: «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [24].
В своей работе Н. Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте, это так называемые: «мыслитель», «собеседник» и «практик».
Действия «собеседника» характеризуются компромиссами, он старается уладить конфликт в самом его начале. Обычно выступает не в роли участника конфликта, а в роли арбитра.
«Мыслитель» же не стремится к компромиссу, а доказывает оппоненту свою правоту и его неправоту.
Поведение личности «практика» - это «лучшая защита - нападение» [38]. Так же он попытался дать общую характеристику исходов в конфликтных ситуациях. Он выделил их пять, а именно:
Уход от конфликта. Исход конфликта будет не решение его, а откладывание.
Сглаживание конфликта. Один из участников конфликта либо соглашается с претензией, либо оправдывает себя.
Компромиссное решение проблемы. Исход конфликта - принятое решение устраивает всех участников конфликта.
Конфортация. Никто из участников не принимает позицию другого. Исход конфликта - «тупик».
Принуждение. Тактика навязывания варианта исхода противоречия, которое устраивает инициатора [25].
Основные действия конфликтующих сторон можно разделить на:
Наступательные - нападение на противника.
Оборонительные - самозащита.
Отступление - отступление от своих интересов, отказ от борьбы [17].
К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:
• Познавательная. Межличностный конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.
• Функцию развития. При соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия межличностный конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений, способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект.
• Инструментальная. Межличностный конфликт - основной инструмент разрешения межличностных противоречий.
• Перестроечная. Рационально разрешенный межличностный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.
К деструктивным функциям межличностных конфликтовотносят:
Разрушение существующей совместной деятельности.
Ухудшение или развал отношений.
Негативное самочувствие участников.
Низкая эффективность дальнейшего взаимодействия идр.
Любые межличностные конфликты в школьных коллективах чаще всего имеют четыре группы причин:объективные, организационно управленческие, социально-психологические и личностные.
Объективные группы причин. К ним можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели их интересов, мнений, установок и т.п. Такие причины приводят к созданию предконфликтной ситуации.
Организационно-управленческие причины конфликтов - связаны с созданием и функционированием группы.
Социально-психологические причины конфликтов - относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.
Личностные причины конфликтов - такие причины связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Важной причиной межличностных конфликтов среди этой группы является - оценка поведения другого как недопустимая [14].
Наиболее частой причиной межличностных конфликтов в образовательных организациях являются: высокий уровень конфликтности личности, незнание способов разрешения конфликтной ситуации и недопонимания, возникающие внутри группы, которые могут быть вызваны отсутствием сплоченности.
Сплоченность группы - это степень единства группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
Таким образом, для классификации конфликтов используются различные основания, одним из наиболее широких и очевидных классификаций конфликтов является разделение их по субъектам конфликтного взаимодействия, выделяют такие, как : внутриличностные; межличностные; между личностью и группой; межгрупповые, межгосударственные [16].
Межличностный конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. У межличностных конфликтов существуют конструктивные функции, к ним относят: познавательную, инструментальную, функцию развития, инструментальную и перестроечную.

Заключение и вывод

Результаты нашего исследования по теме «Психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуациях» могут быть отражены в следующих выводах:
Решая первую задачу, мы пришли к выводу, что старший школьный возраст - это возраст от 14 до 17 лет, он характерен обучению в общеобразовательном учреждении с 9 по 11 классы. Социальная ситуация развития в этом возрасте - это первоначальный выбор жизненного пути. Каждый школьник в 9 классе средней школы и в 11 классе неминуемо попадает в ситуацию выбора: завершить или продолжить образование в одной из его конкретных форм, что ему делать после окончания школы, куда пойти учиться, на кого, кем он хочет стать и т.д. Ведущий вид деятельности этого возраста - учебно-профессиональная деятельность. Центральное новообразование этого возраста - это самоопределение, так же есть и другие важнейшие новообразования: дифференциация способностей, ориентация на будущее, формирование мировоззрения и нравственной устойчивости поведения.
Решая вторую задачу, пришли к выводу, что для классификации конфликтов используются различные основания, одним из наиболее широких и очевидных классификаций конфликтов является разделение их по субъектам конфликтного взаимодействия, выделяют такие, как: внутриличностные; межличностные; между личностью и группой; межгрупповые, межгосударственные.
Межличностный конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.
В ходе решения третьей задачи исследования, выяснили, что профилактика межличностных конфликтов в МБОУ СОШ № 8 не осуществляется, либо осуществляется, но не в полной мере, так как в школе нет специалиста (психолога или социального педагога), который должен этим заниматься. В школе этим занимаются классный руководитель, завуч, заместитель директора по воспитательной работе и директор. Из-за загруженности своих функциональных обязанностей обычно они не профилактируют межличностные конфликты у старших подростков, а пытаются уже разрешить и искоренить их. Что и подтверждают результаты методик.
Для первичной диагностики межличностных конфликтов у старших подростков, были использованы следующие методики: методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса, тест «Уровень конфликтности личности» В. И. Андреева и методика «Социометрия», разработанная Дж. Морено.
По результатам проведенных методик с детьми старшего подросткового возраста можно сделать следующие выводы: из 25 участников
у 2 человек, что составляет 8%, наблюдается низкий уровень конфликтности и их главная тактика в конфликте это - сотрудничество;
у 3 участников, что составляет 12%, уровень конфликтности ниже среднего и тактика поведения в конфликте - компромисс;
у 7 человек, что составляет 28%, наблюдается уровень конфликтности личности ближе к среднему и их тактика поведения в конфликте - приспособление;
у 6 испытуемых, что составляет 28%, средний уровень конфликтности и главная тактика поведения - избегание;
у 7 человек, что составляет 28%, наблюдается от ближе к высокой до очень конфликтной личности и их главная стратегия поведения в конфликте - это соперничество.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ