Психологическая манипуляция в общении

Описание того, как герой с помощью манипуляции добивается своей цели, мы встречаем в преданиях, дошедших до нас в форме мифов. В них мы видим, как, манипулируя, герой проявляет способность к уловкам, связанную с умом и хитростью. Хитрость и изобретательность являются одними из наиболее распространенных приемов манипуляции. Они выступают в качестве основных элементов интриги и также часто используются в сказках всех народов мира. Герои прибегают ко лжи, для осуществления их уловок требуется немало изворотливости. Воплощение хитрости в русских сказках – Лиса. Именно Лиса обманула и съела Колобка, Лиса же трижды выманивала из избы Петушка, пока не унесла с собой, в сказке «Лиса и заяц», изба у Лисы растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и выгнала его из дому.
Однако в русских сказках склонность к манипулированию проявляет не только Лиса. Даже такой положительный герой как Иван – Царевич достигает высшего из возможных статуса, который определяется женитьбой на спасённой царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью, тоже благодаря своей хитрости и изобретательности [36].
Е.Л. Доценко подчеркивает, что мифологический и сказочный культурный фон не только характеризуется положительным отношением к хитростям и уловкам, но даже возводит их в ранг положительных характеристик и поощряемых действий. Иногда это объясняется тем, что манипуляция предпочтительнее физической расправы. Однако чаще акцент делается на выигрыше, ради которого все эти хитрости изобретались.
Не только мифы и сказки образуют для слушателя неисчерпаемый источник манипулятивного вдохновения. Приключенческая литература с молодых лет приучает читателя к романтике борьбы и ценности победы в ней. Ради достижения желанной цели герои готовы на любые средства, почетное место среди которых занимают уловки и хитрости, сноровка в их изобретении и исполнении [14].
В качестве примера приведем роман Ильфа и Петрова «12 стульев».
Как ни восхититься находчивостью «великого комбинатора» Остапа Бендера, который на ходу справляется с, казалось бы, невероятно трудными задачами. Вспомним шахматный турнир в городе Васюки, устроенный Бендером, оставшимся без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, великий комбинатор настолько красочно расписывает шахматное будущее васюкинцев, что не только без труда получает аванс в размере двадцати рублей, но и обретает возможность заработать еще больше на самом турнире [20].
Искуснейшие манипуляции пронизывают все действие романа, а, сопровождаясь обаятельностью героя, вдохновляют читателя на перенос такого образа действий в жизнь.
Манипулятивные действия мы видим и в работе известных исторических деятелей. Крылатая фраза «победителей не судят» выражает логику снятия ответственности, является ссылкой на то, что цель оправдывает средства.
Подводя итог, процитируем Е.Л. Доценко: «Мы обнаруживаем два важных «культурных приобретения» — БОРЬБА как ценность и ХИТРОСТЬ как образец одного из возможных средств ее ведения. Вместо хитрости можно поставить манипуляцию — суть от этого не изменится. Неявный лозунг «Хитрить можно, хитрить нужно, хитрить — значит выиграть!» людьми не только принимается, но и активно используется, доводится до автоматизма, до душевной привычки, проникает в самые глубокие смысловые основания личности, откуда затем с большим трудом может быть вымыт иными ценностями» [14].
Таким образом, человек сталкивается с противоречием: с одной стороны, опираясь на культурный опыт поколений, он понимает, что хитрость или манипуляция – быстрый и эффективный способ достижения желаемого, с другой стороны, иные ценности, формируемые социумом, формируют в его сознании вопрос об этичности такого воздействия. Выбор той или иной стратегии поведения обусловлен многими факторами, в том числе особенностями ситуации и особенностями личности манипулятора. Для более глубокого понимания специфики манипулятивных приемов рассмотрим классификации манипуляций.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ