Семья религиозного права: религиозность как фактор развития современного права

Цели и задачи

Цель курсовой работы – проанализировать влияние религии на современную систему права посредством анализа семьи религиозного права.

Введение и актуальность


Второе направление представлено К. Цвайгертом, который дополнил разработанную на основании генеалогически-исторического модуса классификацию Арманжона, Нольде и Вольфа, отказавшихся от использования всех внешних критериев. Они выдвинули такой содержательный принцип, как соотношение общего и особенного, предложив такие правовые семьи: французская, немецкая, скандинавская, английская, русская, исламская и индусская. В свою очередь, К. Цвайгерт сделал акцент на том, что «рациональная классификация современных правовых систем требует изучения их содержания», и предложил использовать в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль», который в 1960-х гг., состоял из 5-ти факторов: (1) происхождение и эволюция правовых систем; (2) своеобразие юридического мышления; (3) специфичность правовых институтов; (4) природа источников права и способы их толкования (5) идеологические факторы. В наиболее завершенном виде эта концепция была отражена в совместной работе К. Цвайгерта и Х. Кетц «Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права», вышедшей в свет в 1917 г. Авторы уже на тот момент различали 8 правовых семей: романскую, германскую, англо-американскую, социалистическую, скандинавскую, дальневосточную, исламскую и индусскую.
Как отмечает Хаустова М.: «Обе классификации (как наиболее общая трехчленная, так и более подробная) полезны и имеют право на существование. Однако ни одна из типологий не является совершенной, поскольку все они являются неполными, так как не охватывают всех правовых систем. В приведенных классификациях нарушена логика, потому что нельзя рассматривать отдельные религиозные системы (например, мусульманское право) в качестве правовых семей, так как они не объединяют в своем составе различные национальные правовые семьи».
Кашанина Т.В. подчеркивает, что семья права (или правовая система мира) - это группа национальных систем права, имеющих сходные признаки, главным среди которых является форма права. Кроме того, при выделении семей права должны учитываться: принципы, традиции и структура права, правовая культура и тому подобное. Принципы права, по мнению ученой, - одно из необходимых характеристик любой правовой семьи. Учитывая названные критерии, она выделила следующие правовые семьи:
1. Семья обычного права. Охватывает государства Африканского континента, главными принципами которой являются: (1) обязанность важнее права; (2) коллективизм, племенная солидарность; (3) отсутствие понятия "частная собственность"; (4) согласие, примирение, достигаемые путем заключения договора; (5) принцип неразрывности материального права и процедуры и тому подобное.
2. Семья мусульманского права пропитана духом религиозной идеологии (арабская семья права, исламское право, мусульманское право). Отсюда и соответствующая правовая идеология, заключенная в принципах мусульманского права: (1) принцип вечности шариата; (2) принцип неизменности шариата; (3) принцип универсальности и верховенства шариата; (4) принцип равенства, применяется только к правоверным, причем это касается только мужчин, и тому подобное.
3. Семья общего права основывается на рациональных началах. (Англосаксонская семья, прецедентное право). Отсюда и особенности принципов: (1) закон становится законом только после основательной апробации судебной практикой; (2) принципы права имеют регулирующее значение, только преломляясь через судебные решения; (3) главным является принцип справедливости, суть которого сводится к установлению эквивалентного наказания совершенному преступлению; (5) вина для результатов рассмотрения дела особого значения не имеет и др.
4. Романо-германская семья права (континентальное право) отличается доктринальностью и по этой причине ее еще называют "профессорским правом". Именно это и накладывает отпечаток на ее принципы права: (1) ученые-юристы являются основными разработчиками указанных принципов, составляющих каркас юридической мысли; (2) судебная власть не может свободно формировать и отклонять те или иные принципы права - она ​​их особенно уважает; (3) достаточное количество принципов права закреплено в законодательстве; (4) они представляют собой иерархическую систему (в общих чертах обще-цивилизационные, правовой семьи, общие, межотраслевые, отраслевые, институциональные) (5) принцип равенства - один из краеугольных, поскольку в основе континентальной семьи права лежит либеральная идеология.
Таким образом, в сравнительном правоведении существует большое количество авторских классификаций современного многообразия национальных правовых систем. В основе классификаций обычно лежат некоторые объединяющие факторы (судебная практика, религия, принципы и т.п.).

Заключение и вывод


Правовая система - это исторически обусловлена ​​и объективно сложившаяся совокупность правовых явлений, институтов и процессов, закрепляющих и поддерживающих стабильные отношения в государственно-организованном образовании.
Исследованию правовых систем современности посвящен большой массив научных работ. Особое место в авторских исследованиях занимает вопрос классификации всего разнообразия правовых семей. Современные классификации всего множества правовых систем опираются на правовую культуру, правовые традиции и правовой стиль. Вместе с тем, четко определить основную и наиболее правильную классификацию достаточно сложно. Среди всего многообразия авторских подходов к классификации правовых систем современности, можем выделить как наиболее общие, так и достаточно подробные. Каждый из них имеет право на существование. В общем можно констатировать, что основными разновидностями правовых систем современности являются: романо-германская, англо-американская, смешанная и религиозная правовые системы, каждая из которых имеет свои подтипы и структурные элементы национального уровня.
В каждой из перечисленных семей есть свои отличительные черты, которые характерны и для других семей права. К числу общих признаков можем отнести источники и принципы, направленные на регулирование общественной жизни, а также выступают в качестве средств управления обществом, выполняют охранную, защитную и принудительную роль в отношении прав человека и гражданина.
Религиозные правовые системы представляют особый интерес, поскольку в государствах этой правовой семьи религия занимает ведущее место среди источников права. Например, для мусульманской правовой семьи особая роль принадлежит шариату и религиозным источникам Коран, Сунна и др. В иудейском праве главным источником права является Тора. В целом, для стран религиозной системы права характерна своеобразная идеология, согласно которой религиозные постулаты не рассматриваются как отдельное явление, а являются традиционными (обычными) правовыми нормами.
С позиций современной оценки развития права можно отметить, что церковное законодательство имеет определенные специфические черты. Во-первых, это наличие норм и правил Библии, происхождение и высокий иерархический статус которых связан с их божественным происхождением. Во-вторых, в церковном-каноническом праве существует особый вид правил - каноны, которым церковью предоставлен статус универсальных, неизменных. В-третьих, основной объем законодательного материала создается коллегиальным законодательным органом - Поместными соборами. В-четвертых, в церкви существует понятие «низшего законодательства», которое обозначает весь материал нормативного характера, созданный коллегиями местных епископов. Исключение из норм общего действия в церковном праве существует в виде прономий и диспенсаций. Также особенностью церковного законодательства можно назвать наличие норм внешнего происхождения - государственного законодательства, определяющего статус церкви в государстве, ее деятельности, права и обязанности.
Сегодня роль религии в общественном порядке и тем более правовом поле все больше снижается за счет развития науки, политической активности атеистов и развития мультикультурализма, продвигающего идеи совместного существования различных религий, наций и культур. Следовательно, для того, чтобы избежать столкновений на культурно-религиозной почве государства отходят от религии и стараются выработать объективные нормы права, которые подошли бы всем гражданам, независимо от расы, религии, цвета кожи, языка или национальности, что отвечает общемировым стандартам ООН.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ