психологическая коррекция психоэмоционального состояния ребенка в ситуации развода родителей

Цели и задачи

Цель курсовой работы: изучить психику детей, которые пережили развод  родителей.

Введение и актуальность


Некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющего для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери — модель комплементарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии.
Девушки-подростки, лишившиеся в детские годы отца в связи с его уходом из семьи, сохраняли к нему критическое отношение: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное отношение к нему от матери. Поэтому особенности их адаптации во многом зависели от того, каким в их представлении остался отец. Неудовлетворенность и тревоги матери по поводу своей неудавшейся жизни могут вызвать у них желание искать безопасность рядом с мужчиной или же, наоборот, они будут искать возможность привлечь внимание и вызвать восхищение мужчин, с тем чтобы потом демонстративно отвернуться от них. Подобными действиями девушки подсознательно мстят мужчинам за свое обездоленное из-за ухода отца детство [17, c.38].
Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если основные переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков — гнев и агрессивность. Свою агрессивность мальчики могут выражать по-разному, выбирая ее объект в зависимости от условий: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, уходят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам. Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, которые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожиданные слезы, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья, для мальчиков — асоциальные формы поведения [19, c.84].
Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка.
К концу подросткового — началу юношеского возраста начинает отчетливо проявляться депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения. В юношеском возрасте характерны навязчивые мысли и страхи, тревожно-депримированный фон настроения и характерологические изменения тормозного круга [7, c.415].
Несомненно, отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным фактором, определяющим особенности процесса воспитания в разведенной семье. По мнению психологов, это значимый, но не определяющий фактор. Чаще всего причиной отклонений в психическом и личностном развитии ребенка является ошибочное поведение матери, поставленной в трудные условия и не сумевшей выбрать нужный курс. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития.
Таким образом, стрессовые переживания за родителей накладывают большой отпечаток на развитие и психику ребенка. Отсутствие одного из родителей в семье или появление нового «родителя» в конечном счете, может привести не только к переживаниям, но и серьезным отклонениям в поведении и психике детей. Создавая семью, стоит помнить, что семья – это умение нести ответственность за всех членов семьи, свое поведение и действия, это не только ведение совместный быт и продолжение рода, но и вклад в развитие детей, их психическое здоровье и развитие полноценного члена общества. Родителям следует ограждать своих детей от стрессовых ситуаций и дать им понять, что главная причина развода, это не ребенок, а другие причины, что любовь к нему не пройдет, отношения будут поддерживаться с ним со стороны обоих родителей.

Заключение и вывод


На основе изученной литературы и проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Брак – это союз мужчины и женщины, который заключен в органах ЗАГСа. В России допускаются только однополые браки, каждый из членов семьи имеет равные права и обязанности, это добровольный союз между двумя людьми. Брак считается официальным только после официального заключения в специальных учреждениях. Брак считается зарегистрированным только в случае, когда лица достигли брачного возраста, дали обоюдное согласие, подали заявление, не являются близкими родственниками, оба дееспособны, не состоят в уже зарегистрированных браках. Понятие развод определяется как официальное прекращение семейных взаимоотношений и расторжение его через установленные структуры. Основанием для признанием брака не действительным служит обоюдное или одностороннее решение супругов, создание фиктивной семьи.
Недостаток любви к ребенку со стороны родителей, ссоры между матерью и отцом, развод и другие эмоциональные потрясения могут привести к серьезным психологическим расстройствам в психике ребенка. Последствия развода могут в дальнейшем сказаться на всей последующей жизни ребенка так как ни мать, ни отец не могут стать чужим для него. В ходе проведенных исследований было установлено, что маленькие дети становились замкнутыми, агрессивными, у школьников снижалась успеваемость в школе, поведение становилось асоциальным.
На базе детского сада № 367 «Журавушка» было проведено исследование с 12 детьми, которые пережили развод родителей. Для изучения психоэмоционального состояния детей использовались методики «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное» и тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). В ходе проведенного исследования было установлено, что все испытуемые нуждаются в психолого-педагогической поддержке специалистов. У всех детей наблюдалась заниженная самооценка, замкнутость, не желание общаться с окружающими, агрессивность, тревожность, чувство вины за случившееся, недовольство собой, зависимость от чужого мнения.
На основе полученных данных была разработана коррекционно-реабилитационная программа для детей, которые переживают развод родителей. Она включает в себя шесть занятий по три упражнения. Программа рассчитана как на групповые занятия, так и возможно проведение индивидуальных занятий по мере необходимости и сложности ситуации. Следует отметить, что разработанная программа принесла положительные результаты, которые видны в повторном исследовании с детьми, которые уже прошли коррекционно-реабилитационную программу. Так же эффективность программы будет зависеть от того, как эффективно будут работать не только специалисты, но и воспитатели с родителями.
На основе повторного проведенного исследования по методикам «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), можно говорить о том, что программа принесла положительные результаты в работе с детьми. Так, на основе полученных данных у 10 из 12 детей повысилась самооценка, появилось желание общаться с окружающими, улучшилось ежедневное настроение, уменьшились приступы агрессии, исчезло чувство вины за произошедшее. Таким образом, эффективность программы на основе полученного повторного исследования доказана. С детьми, у которых не произошли изменения необходима индивидуальная работа и большее количество времени на реабилитацию.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ