Протекционизм. Эволюция и подходы

Цели и задачи

Цель работы - рассмотреть особенности протекционизма.

Введение и актуальность


Государственный деятель Радищев - не соглашался с идеей меркантилистов о том, что источником богатства - внешняя торговля. Считал, что источником богатства - производительный труд. Поэтому необходимо развивать промышленное производство. Для этого нужно создать условия, которые защитили бы слабую промышленность от иностранцев.
Е.Ф. Канкрин теоретически обосновал необходимость протекционизма как средства форсированного развития промышленности, в первую очередь текстильной. Экономическая независимость от развитых «мануфактурных» стран являлась, по его мнению, залогом политической независимости и существования Российской империи как великой державы. 
Морской министр Мордвинов не принимал учение Смита о невмешательстве государства в экономику. Считал, что необходимо оградить слабую русскую промышленность от иностранной конкуренции путем высоких таможенных тарифов, поощрять промышленность гос. Займами [9].
Витте - период перехода от аграрной к индустриальной стадии развития государство призвано защищать национальную промышленность от иностранной конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин.
Меры протекционистской политики при Витте:
1) торговая война России с Германией 1892-94 гг.;
2) в 1893 г. закон, по которому министр финансов имел право повышать таможенные пошлины на товары тех государств, которые не благоприятствовали российскому экспорту;
3) в 1891 году - принят усиленный протекционистский таможенный тариф, средний уровень пошлин 33%, а по некоторым товарам до 100% [8].
Результаты Витте: активности торгово-платежного баланса России, что означало приток золота в страну. Но отечественным потребителям приходилось довольствоваться дорогими национальными товарами не очень высокого, а часто и низкого качества. Однако, получая в этих условиях баснословные прибыли, национальные предприниматели могли реинвестировать их в производство, что они и делали.
В 1903 г. был принят новый таможенный тариф, изменение ставок которого не было столь радикальным, как в 1891 г. Его введение на практике означало продолжение прежнего внешнеэкономического курса.
На защиту социалистического строя СССР, его завоеваний, институтов была поставлена самая мощная из всех возможных протекционистских систем, обычно используемая в мировой практике как мобилизационная мера только кратковременно и в экстремальных ситуациях. Но были ли при этом «обеспечены общегосударственные интересы во внешнеэкономической сфере»? Если судить по такому критерию, как повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей национальной экономики, то нельзя положительно оценить итоги монополии внешней торговли в СССР. Создание для отечественной промышленности «тепличных» условий за счет ее ограждения от международной конкуренции дало результат, обратный ожидаемому. В условиях изоляции советское народное хозяйство всегда с запозданием получало ориентиры для поступательного развития, рыночные сигналы доходили до отраслей и предприятий опосредованно и, как правило, с искажениями.
Теперь перейдём к настоящему времени. Официальное членство РФ во Всемирной Торговой Организации (ВТО) отсчитывается с 22.08.2012 года. Незадолго до вступления в ВТО Россия была «лидером» в области протекционизма в международной торговле с целью защиты от мирового кризиса. В стране насчитывалось 37 акций с целью защиты внутреннего рынка (для сравнения в Аргентине их было 20, в Германии – 16, в Китае, Индии и Великобритании по 11, в Бразилии – 10, в Италии и Испании по 9). Логично, что вместе с потерей объективной конкурентоспособности национальной экономики и производителей в России появляются предпосылки для проведения в России политики протекционизма, искусственного формирования и дальнейшей поддержки отраслей, способных выпускать конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынке товары. Разумный и умеренный протекционизм в международной торговле является совершенно необходимым для защиты национальных компаний посредством субсидирования вложений средств, поступающих от взимания пошлин, в развивающиеся, ещё слабые отрасли.
В таких условиях для России весьма полезно было бы перейти к политике протекционизма в международной торговле. Это может привести к развитию внутреннего производства и рынка, стимулированию роста отечественной экономики, а также дать защиту ещё молодых и слабых высокотехнологичных отраслей экономики России. Несомненно, у такой политики имеется ряд минусов и связанных рисков. Среди них снижение качества производства, потеря доступа к международному рынку труда, а значит и эффективному разделению труда. В ходе реализации политики протекционизма в России могут быть потеряны стимулы для производителей к изобретению нового и должной прилежности в работе в силу отсутствия серьёзной конкуренции.
Главный инструмент протекционизма — таможенные пошлины на ввозимые товары иностранного происхождения, которые делают их более дорогими и менее привлекательными по сравнению с товарами местного производства. Другой её инструмент — квоты на импорт (устанавливают максимальный объём ввозимой продукции того или иного вида). В целом квоты более эффективны, нежели пошлины. Рассмотрим перечисленные инструменты во второй главе работы.

Заключение и вывод


В целях поддержания внутреннего производства все государства, участвующие в международной торговле, используют контроль импорта в различных его формах. Обобщённо такие меры называют протекционизмом в рамках международной торговли. Это явление приобретает вид изобретаемых правительствами стран препятствий самого широкого спектра, нацеленных на корректировку товарных и финансовых потоков, вовлечённых в международную торговлю.
Протекционизм представляет собой покровительство в сфере экономики со стороны руководства страны по отношению к участникам внутреннего рынка, защите этого рынка от иностранной продукции и, напротив, продвижению конкурентоспособных экспортных товаров на внешние рынки в рамках международной торговли.
Среди разнообразных инструментов ограждения внутреннего рынка, экономических и политических сфер следует отметить квоты, тарифы, субсидии. Все они использовались для стимулирования экспорта отечественных товаров и защиты отраслей экономики страны от импортной конкуренции.
Среди основных целей проведения политики протекционизма в России и мире можно выделить:
Защиту на постоянной основе стратегических отраслей, таких как сельское хозяйство, проблемы в которых могут привести к критической уязвимости государства в случае войны;
Временную поддержку молодых отраслей, образованных на внутреннем рынке, от момента их развития до уровня конкурентоспособности на мировом рынке;
Ответную реакцию на протекционистскую активность со стороны торговых партнёров.
На данный момент международная политика, отношение к России в мире естественным образом подталкивают страну к курсу на протекционизм в экономике России и введению эмбарго. Нельзя сказать, что это однозначно плохо, вероятно, это даже полезно для нынешней экономики страны. Ведь России давно следует заняться развитием национального рынка, экономики и поддержкой локальных производителей, так как в России имеется достаточно ресурсов (как природных, так и человеческих) для экономического лидерства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ