Прокурорский надзор за органами дознания: история и современность

Третий этап становления и развития прокурорского надзора за предварительным следствием связан с распадом СССР в 1991 году, который повлек за собой и изменения в уголовно – процессуальном законодательстве, которые, однако, начались несколько позднее, в 2011 году, когда УПК РФ сменил УПКС РСФСР 1960 года. При этом даже принятие нового УПК не сразу повлекло за собой изменения в сфере прокурорского надзора, вплоть до 2007 года предварительное следствие продолжало осуществляться в форме, сходной с дознанием, но при этом у дознавателя имелось гораздо меньше процессуальной самостоятельности, чем у следователя. Дознаватель был обязан выполнять указания прокурора, а в случае несогласия с ними и обжалования вышестоящему прокурору не приостанавливало исполнение данных указаний.
В целом же, вступление в действие УПК РФ 2001 года не повлекло каких-либо существенных изменений в прокурорском надзоре за производством предварительного расследования, прокурор также продолжал осуществлять руководство за расследованием, давать письменные указания следователю и дознавателю, самостоятельно производить расследование уголовных дел и осуществлять надзор за своими действиями.
Серьезные изменения в регулировании института прокурорского надзора за предварительным расследованием произошли в 2007 году, когда полномочия прокурора по надзору прокурора за предварительным следствием были существенно уменьшены и частично переданы руководителю следственного органа, однако, в отношении надзора за дознанием каких – либо существенных изменений не произошло.
Таким образом, подводя итог рассмотренному в первой главе, можно отметить следующее. В развитии института прокурорского надзора за предварительным расследованием можно выделить три этапа:
— первоначальный (дореволюционный) этап, который существовал с 1832 года по конец 1917 года. На данном этапе функция надзора была отделена от организационно – распорядительной и административной функции исполнительной власти;
— советский этап, который продолжался с конца 1917 года по 2007 год. На данном этапе прокурор обладал широкими и, по нашему мнению, излишними полномочиями, по полному руководству за предварительным расследованием, нес полную ответственность за результаты расследования, что лишало его возможности принципиально выявлять и устранять нарушения закона в ходе предварительного следствия, поскольку, в ином случае, он должен был признать неэффективность собственной деятельности;
— современный этап, который существует с 2007 года по настоящее время. Данный этап характеризуется определенным уменьшением прав прокурора по надзору за законностью.
В целом, видится возможным отметить нестабильность законодательной позиции по поводу полномочий прокурора при надзоре за предварительным расследованием, согласно которой прокурор то наделяется избыточными полномочиями, не позволяющими ему эффективно осуществлять надзор за расследованием, то лишается ряда существенных полномочий, с помощью которых может оказывать влияние на ход расследования. Представляется, что данная сфера деятельности прокуратуры нуждается и в дальнейшем реформировании.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ