Профессиональные компетенции государственных служащих

В настоящее время, все чаще, для характеристики деятельности сотрудника государственного или муниципального органа власти и оценки его эффективности используется такое понятие, как профессионализация, или набор характеристик и способностей человека, которые позволяют ему выполнить действия, приводящие к эффективному результату.
Компетенция – это, прежде всего, объективные требования к человеку, который проводит деятельность определенного вида, зафиксированные в профессиограмме или, точнее, в модели деятельности субъекта определенного вида деятельности, реализуемый при исполнении той или иной социальной роли. Компетентность характеризует степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями [23].
Исследователи определяют понятие «профессионализации» в системе государственной и муниципальной службы, определяют как своеобразную модель процесса достижения, которая состоит из следующих этапов:
— воспитание способности успешно выполнять профессиональные обязанности государственным или муниципальным служащим;
— подготовка к стабильной продуктивной работе государственного и муниципального служащего;
— достижение профессионального мастерства в процессе реализации профессиональной роли государственного и муниципального служащего;
— творческое овладение инновационным стилем профессиональной деятельности государственным и муниципальным служащим [22].
В свою очередь выделяют такие виды профессионализации государственных и муниципальных служащих:
— специальная компетентность – способность к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, к проектированию своего дальнейшего профессионального развития;
— социальная компетентность – способность к производству общей (групповой, кооперативной) деятельности, сотрудничества [19].
Профессиональные компетенции государственных служащих – это комплекс поведенческих моделей, которые наглядно демонстрируют государственные служащие, эффективно выполняя свои регламентированные рабочие задачи и продуктивно исполняя приписанные им функции в организационном контексте.
В свою очередь уровень компетенций раскрывается как показатель, определяющий профессиональную пригодность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.
Отметим, что проблема профессионального развития государственных служащих привлекает внимание широкого круга современных исследователей. Необходима оптимизация системы профессионального образования в сфере государственной и муниципальной службы. Оптимизация представляется как применение инновационных подходов к организации обучения управленческих кадров. Таким инновационным подходом, отвечающим потребностям общества в эффективных управленцах на государственных должностях, может быть компетентностный подход, который реализуется в программе для управленцев «Специалист по государственному и муниципальному управлению» [17].
Сегодня очередным этапом развития государственной и муниципальной службы должно стать осознание, что разработанных законодательных актов и методических предложений уже достаточно, необходимо переходить к конкретным мероприятиям по развитию профессиональных компетенций современных государственных служащих, потому что иначе говорить об эффективном государственном управлении не придется.
Однако процесс профессионального развития государственных служащих уже достаточно регламентирован нормативно-правовыми актами РФ и на современном этапе развития необходима разработка такой системы подготовки госслужащих, которая бы учитывала весь имеющийся потенциал личности индивида, который решил посвятить свою жизнь служению государству. В процессе профессионального развития необходимо учитывать, что профессиональная деятельность чиновника имеет ряд специфических особенностей, и далеко не каждый индивид может соответствовать требованиям государственной службы как общественного института [21].
Профессиональное развитие специалистов государственной службы является процессом сложным и длительным по времени, включающим как саму профессиональную подготовку госслужащих, так и их непосредственную деятельность в сфере государственной службы (см. схему 1).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ