проблемы уголовного наказания в современных условиях

Цели и задачи

Цель исследования - определение проблем уголовного наказания в современных условиях.

Введение и актуальность


Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. (ст. 20) указывали на цель «исправления и перевоспитания, осужденных в духе частного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития» . Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 2 июля 1991 г., которые не вступили в юридическую силу, уже указывали лишь на исправление осуждённых, отказавшись от цели перевоспитания.
Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 43 УК РФ) традиционно называет цель исправления осуждённого, но также не раскрывает её содержания. Уголовно -исполнительное законодательство (ч. 1 ст. 9 УИК РФ) содержит так называемое уголовно-исполнительное понятие «исправление осуждённого». В. Н. Орлов предлагает в полной мере распространить его на уголовно-правовое исправление. Вместе с тем, так как исправление осуждённых - это психолого-педагогическая категория, соответственно, к ней должны быть применены определения из этих областей знания.
В педагогике чаще оперируют понятием «коррекция» (буквально - «исправление») - система педагогических мер, направленных как на исправление отдельных дефектов, так и на целостное влияние на личность в целях достижения положительного результата. В психологии возможность исправления основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Таким образом, в педагогике и психологии понятие «исправление» связано с изменениями психологических и морально-нравственных качеств личности и коррекцией предшествующего результата воспитания.
Отметим, что с 2010 г. государство в ряде нормативных актов в качестве ведущих задач в сфере исполнения наказаний определило изменение идеологии применения основных средств исправления осуждённых в местах лишения свободы именно с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки к жизни в обществе, а также разработку форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осуждённых в новых условиях отбывания наказания.
В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «исправление» трактуется как «улучшение, изменение, исправляющее что-нибудь, поправка». В современной уголовно-правовой и пенитенциарной науке существуют два основных подхода к понятию исправления: 1) нравственное исправление осуждённых и 2) юридическое исправление осуждённых.
Нравственное исправление понимается как изменение у осужденных искаженных ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, на позитивные ориентации. Юридическое исправление означает, что у лица, совершившего преступление, происходит переориентация противоправного поведения на законопослушное. На нравственный и юридический аспекты исправления указывали и другие исследователи проблемы. В частности, профессор И. С. Ной под моральным исправлением понимал «такую переделку личности осуждённого, при которой нового преступления он не совершит не из-за страха перед наказанием, а потому что это оказалось бы в противоречии с его новыми взглядами и убеждениями».
Нравственное воспитание - это высокая педагогическая категория, которая предполагает и соответствующую педагогическую её составляющую. В педагогике нравственность сводится к нормам и правилам, регулирующим отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующим или тормозящим их поведение и деятельность. Профессор Н. Ф. Кузнецова и ряд других исследователей рассматриваемой проблемы под «исправлением» также понимают нравственное и юридическое исправление. По мнению М. С. Гринберга, цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.
Говоря об исправлении осужденного, прежде всего надо иметь в виду нравственное исправление, поскольку нельзя добиться юридического исправления без изменения
В действующем же УИК РФ, говорится скорее не о собственно понятии исправления осуждённых как об определённом итоге воспитательного воздействия, а о процессе осуществления исправления: «формирование», «стимулирование», а не достижение конкретного, определённого результата, которое должно достигаться путём изменения психологических и морально-нравственных качеств личности.
Вышеизложенное позволяет определить исправление осужденных как изменение у осуждённых искажённых ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, произошедших в результате комплексного воспитательного воздействия в период отбывания наказания, в результате чего их поведение становится социально адаптивным.
При этом, понятие исправления осужденных должно быть в первую очередь закреплено в УК РФ, а затем уже регламентировано в уголовно-исполнительном законодательстве.

Заключение и вывод

Итак, ст. 43 УК РФ определяет, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, виновному в совершении преступления, выражается в предусмотренных уголовным законом лишениях либо ограничениях прав и свобод осужденного.
Вопрос о признаках наказания в теории уголовного права в основе своей является устоявшимся. В частности, говоря о признаках наказания, выделяют следующие: 1) мера государственного принуждения; 2) применяется исключительно судом; 3) применяется к преступнику (к лицу, признанному виновным в совершении преступления); 4) предусмотрено уголовным законодательством; 5) заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица; 6) влечет за собой судимость (указание на данный признак в законе отсутствует, хотя в науке он традиционно выделяется).
Мера государственного принуждения как признак наказания проявляется в том, что оно (наказание) исходит от государства (в лице суда) и применяется принудительно, то есть против воли лица, которому «адресовано» принуждение.
Наказание, как отмечалось, применяется только судом. Решение о разрешении криминального конфликта иным способом могут применять органы дознания, следствия или суд. Таким образом, данный признак применительно к альтернативам наказания должен быть несколько расширен за счет указания на применение данных мер органами дознания, следствия или суда.
Наказание применяется лишь к лицу, признанному виновным в совершении преступления (преступнику). Данный признак наказания вполне применим и для определения иных альтернативных наказанию форм реакции государства на криминальный конфликт. Вместе с тем, сделаем несколько уточнений. Говоря об анализируемом признаке наказания в ст. 43 УК РФ, законодатель указывает процессуальный аспект признания человека преступником (признанный виновным). Однако в некоторых частях уголовного законодательства тот же самый законодатель использует терминологию - «лицо, совершившее преступление» - как объективную категорию.
Содержание наказания выражается в тех лишениях или ограничениях прав и свобод, которые государство применяет к преступнику. Содержание альтернатив наказанию весьма различно и зависит от конкретных форм реакции государства на криминальный конфликт. В основе же своей содержание названных альтернатив заключается в позитивных для виновного уголовно-правовых последствиях: неоказание уголовно-репрессивного воздействия, обусловленного наказанием.
Общепризнано, что наказание представляет собой одну из форм реализации уголовной ответственности, а поскольку основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки предусмотренного законом состава преступления (ст. 8 УК РФ).
В российской науке уголовного права накоплен огромный опыт уголовного наказания, но как мы видим быстрые темпы эволюции современного общества ставят новые задачи перед уголовно-правовой наукой, делая необходимыми пере осмысление норм действующего Уголовного кодекса и создание новых правовых институтов, их модернизацию в условиях глобализации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ