Эффективность расходования средств государственного бюджета Республика Южная Осетия
Цели и задачи
Целью курсовой работы является разработка теоретических основ и обоснование практических рекомендаций по повышению эффективности расходования средств государственного бюджета Республики Южная Осетия.
Введение и актуальность
Таким образом, проведенный анализ сущности расходов бюджета позволяет сделать вывод, что они являются сложной, многофункциональной экономической категорией. Виды расходов бюджета и формы их финансирования определяют их глубинный смысл. Ввиду значимости данной категории, очевидно, что она нуждается в совершенном и эффективном управлении.
1.2 Методы оценки эффективности расходования бюджетных средств
В бюджетном законодательстве Республики Южная Осетия не содержится четкого определения терминов, относящихся к эффективности в бюджетной сфере, кроме основополагающего принципа «эффективности и результативности», закрепленного ст. 18 Постановления Парламента Республики Южная Осетия «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Суть данного принципа заключается в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [2]. Но критериев такой эффективности в институционально-правовом поле Республики Южная Осетия так и не сформировано.
Несмотря на большое количество подходов к определению и оценке понятия эффективности в аспекте бюджетных расходов, оно все еще остается концептуальной проблемой. Не в последнюю очередь из-за специфики государственных расходов, как особого объекта общественных отношений.
Оценка эффективности использования бюджетных средств осуществляется на трех стадиях: на стадии планирования исследуются входные показатели программ, программируется результат; на стадии отчетности - исходные показатели (продукт, результат), то есть состояние достижения тактических целей программы; по завершении соответствующей программы анализируется общий эффект от выполнения программы, состояние достижения стратегических целей.
По мнению Карасева Г. Г., Фоминой К. В. Э, при оценке эффективности следует также учитывать внешние и внутренние факторы, которые способствовали неэффективному использованию бюджетных средств. Поэтому часто достижения эффективности зависит не от объективных факторов, а от политических решений [7, c.59].
То есть, показатели результативности являются тем инструментом с помощью которого осуществляется оценка эффективности использования бюджетных средств (реализация принципа), а паспорт программы, а точнее его показатели, является основанием, которое позволяет оценить эффективность.
Таким образом, наряду с общими критериями оценки использования бюджетных средств, для более точного оценивания необходимо разрабатывать отдельные, индивидуальные критерии по каждой бюджетной программы и по каждому конкретному случаю использования бюджетных средств. Поскольку создать единый критерий для оценки эффективности всех бюджетных процессов невозможно.
В контексте нашего исследования, заслуживают особого внимания научные наработки Карепиной О. И., Харсекиной А. И. [8], посвященные вопросам оценки эффективности бюджетного процесса. Разработанная данными учеными система показателей и коэффициентов предназначена для оценки бюджетного процесса на местном уровне, но мы считаем, что отдельные подходы предложенной учеными методологии могут быть использованы и при оценке эффективности расходования средств на общегосударственном уровне. Осуществляя оценку бюджетного процесса, Карепина О. И., Харсекина А. И. использовали следующие показатели (табл. 3): уровень точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов; степень точности планово-расчетных обоснований выполнения доходной части местных бюджетов; показатель финансовой производительности бюджета; коэффициенты сбалансированности бюджета, экономической и социальной эффективности бюджета.
Таблица 3 - Показатели и коэффициенты для оценки эффективности расходования средств государственного бюджета
Показатель Формула расчета
1 2
Уровень точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов за некоторый период времени РПА = 100 - [abs (Рф - Сп): Сп] х 100
где РПА - показатель уровня точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов;
Рф - фактические расходы бюджета за некоторый период времени (руб.);
Оп - плановые расходы бюджета за некоторый период времени (руб.);
abs - модуль - абсолютная (положительная) величина разницы.
Заключение и вывод
Проведенное в курсовой работе исследование позволило сделать следующие выводы:
1) проведенный анализ сущности расходов бюджета позволяет сделать вывод, что они являются сложной, многофункциональной экономической категорией. Виды расходов бюджета и формы их финансирования определяют их глубинный смысл. Ввиду значимости данной категории, очевидно, что она нуждается в совершенном и эффективном управлении. Проанализировав различные подходы по определению сущности расходов бюджета, было выделено несколько сторон, охватывающих определение расходов бюджета:
- во-первых, как средства, направляемые на программы и мероприятия, предусмотренные соответствующим бюджетом;
- во-вторых, как экономические отношения, возникающие в связи с распределением фондов денежных средств государства и его использованием по отраслевому, территориальному или целевому назначению;
- в-третьих, как инструмент выравнивания доходов отдельных слоев населения и достижения критерия справедливости и полезности для каждого гражданина.
2) эффективность использования бюджетных средств следует, на наш взгляд, рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, с точки зрения эффективности бюджетной политики. Во-вторых, с точки зрения эффективности решений и мер по дальнейшему совершенствованию формирования и использования бюджетных средств. В-третьих, с точки зрения эффективности финансового менеджмента в бюджетной сфере. В-четвертых, с точки зрения эффективности использования бюджетных средств как таковых.
3) Во второй главе курсовой работе был проведен анализ эффективности расходования средств государственного бюджета Республики Южная Осетия, который показал, что на протяжении последних трех лет наблюдается неисполнение плана по расходам государственного бюджета Республики Южная Осетия. В 2016 году процент исполнения плана по расходам государственного бюджета Республики Южная Осетия оставил 79,3%, в 2017 году он вырос до 82,8%, в 2018 году – до 90%. от утверждённых бюджетных назначений.
4) динамика расходов государственного бюджета Республики Южная Осетия за 2016-2018 гг. имеет нестабильную тенденцию изменения. Так, если в 2016 году сумма фактических расходов государственного бюджета Республики Южная Осетия составила 7 934,9 млн. рублей, в 2017 году произошло сокращение расходов до 7 739,0 млн. рублей, в 2018 году они снова возросли до суммы 8 079,8 млн. рублей.
5) в структуре государственного бюджета Республики Южная Осетия на протяжении всего исследуемого периода преобладают расходы на образование и науку, они составили 20,36% в 2016 году, 20,63% в 2017 году и 19,64% в 2018 году.
6) на протяжении последних двух лет наблюдается дефицит государственного бюджета Республики Южная Осетия, тогда как в 2016 году наблюдался профицит бюджета в сумме 1180,5 млн. рублей.
В целом, итоги реализации бюджетной политики в предшествующий периоды свидетельствуют о недостаточно успешной адаптации государственного бюджета Республики Южная Осетия к существующей экономической ситуации. Руководству Республики следует тщательнее рассмотреть позиции приоритетности и актуальности для Республики структуры и объема государственных расходов.
7) Оптимизация расходов государственного бюджета Республики Южная Осетия, должна предусматривать:
внедрение эффективной системы регулирования и контроля над расходованием финансовых ресурсов, повышения качества системы планирования по обеспечению рационализации структуры расходов государственного бюджета;
соблюдение лимитов расходования бюджетных средств на протяжении бюджетного периода, определение эффективных и обоснованных источников финансирования дефицита (профицита) государственного бюджета;
установление эффективной системы бюджетного контроля за расходованием бюджетных средств,
развитие механизма государственно-частного партнерства для сокращения расходов бюджета на инфраструктурные проекты.
1) проведенный анализ сущности расходов бюджета позволяет сделать вывод, что они являются сложной, многофункциональной экономической категорией. Виды расходов бюджета и формы их финансирования определяют их глубинный смысл. Ввиду значимости данной категории, очевидно, что она нуждается в совершенном и эффективном управлении. Проанализировав различные подходы по определению сущности расходов бюджета, было выделено несколько сторон, охватывающих определение расходов бюджета:
- во-первых, как средства, направляемые на программы и мероприятия, предусмотренные соответствующим бюджетом;
- во-вторых, как экономические отношения, возникающие в связи с распределением фондов денежных средств государства и его использованием по отраслевому, территориальному или целевому назначению;
- в-третьих, как инструмент выравнивания доходов отдельных слоев населения и достижения критерия справедливости и полезности для каждого гражданина.
2) эффективность использования бюджетных средств следует, на наш взгляд, рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, с точки зрения эффективности бюджетной политики. Во-вторых, с точки зрения эффективности решений и мер по дальнейшему совершенствованию формирования и использования бюджетных средств. В-третьих, с точки зрения эффективности финансового менеджмента в бюджетной сфере. В-четвертых, с точки зрения эффективности использования бюджетных средств как таковых.
3) Во второй главе курсовой работе был проведен анализ эффективности расходования средств государственного бюджета Республики Южная Осетия, который показал, что на протяжении последних трех лет наблюдается неисполнение плана по расходам государственного бюджета Республики Южная Осетия. В 2016 году процент исполнения плана по расходам государственного бюджета Республики Южная Осетия оставил 79,3%, в 2017 году он вырос до 82,8%, в 2018 году – до 90%. от утверждённых бюджетных назначений.
4) динамика расходов государственного бюджета Республики Южная Осетия за 2016-2018 гг. имеет нестабильную тенденцию изменения. Так, если в 2016 году сумма фактических расходов государственного бюджета Республики Южная Осетия составила 7 934,9 млн. рублей, в 2017 году произошло сокращение расходов до 7 739,0 млн. рублей, в 2018 году они снова возросли до суммы 8 079,8 млн. рублей.
5) в структуре государственного бюджета Республики Южная Осетия на протяжении всего исследуемого периода преобладают расходы на образование и науку, они составили 20,36% в 2016 году, 20,63% в 2017 году и 19,64% в 2018 году.
6) на протяжении последних двух лет наблюдается дефицит государственного бюджета Республики Южная Осетия, тогда как в 2016 году наблюдался профицит бюджета в сумме 1180,5 млн. рублей.
В целом, итоги реализации бюджетной политики в предшествующий периоды свидетельствуют о недостаточно успешной адаптации государственного бюджета Республики Южная Осетия к существующей экономической ситуации. Руководству Республики следует тщательнее рассмотреть позиции приоритетности и актуальности для Республики структуры и объема государственных расходов.
7) Оптимизация расходов государственного бюджета Республики Южная Осетия, должна предусматривать:
внедрение эффективной системы регулирования и контроля над расходованием финансовых ресурсов, повышения качества системы планирования по обеспечению рационализации структуры расходов государственного бюджета;
соблюдение лимитов расходования бюджетных средств на протяжении бюджетного периода, определение эффективных и обоснованных источников финансирования дефицита (профицита) государственного бюджета;
установление эффективной системы бюджетного контроля за расходованием бюджетных средств,
развитие механизма государственно-частного партнерства для сокращения расходов бюджета на инфраструктурные проекты.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт