Проблемы правового статуса филиалов и представительств юридического лица

Цели и задачи

целью данной курсовой работы является комплексное исследование особенностей правового регулирования филиалов и представительств юридических лиц.

Введение и актуальность


Судя по всему это связано с функциональным назначением рассматриваемых обособленных подразделений. Поскольку филиал косвенно обладает всеми признаками юридического лица, хотя таковым и не является, законодатель применяет к началу осуществления деятельности филиала такое же понятие, которое характерно для учреждения юридического лица – создание.
Представляется, что использование различной терминологии в данном случае лишь затрудняет процесс понимания статуса филиалов и представительств. Поэтому применение термина «создание» является наиболее точно отражающим процесс их образования.
Процедуру создания можно разделить на три основных этапа.
Первый этап связан с принятием уполномоченным органом организации соответствующего решения и утверждением положения о таком обособленном подразделении.
К примеру, в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» право принимать решение о создании филиалов и открытии представительств принадлежит общему собранию участников общества. Такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества.
В акционерных обществах право создавать филиалы и открывать представительства относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества (ст. 65).
В соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.
Исходя из анализа указанных норм, можно сделать вывод, что право на создание филиалов и открытие представительств чаще всего предоставляется высшему органу управления юридическим лицом (кроме случаев, когда организацией владеет один учредитель).
Как правило, волеизъявление участников общества облекается в форму протокола или распоряжения, в котором в обязательном порядке находят выражение следующие вопросы:
создание филиала или открытие представительства юридического лица в определенном муниципальном образовании;
утверждение положения об обособленном подразделении;
назначение руководителя филиала или представительства, а также наделение его полномочиями путем выдачи доверенности;
наделение филиала или представительства имуществом;
назначение лица, осуществляющего контроль за деятельностью филиала или представительства.
Следует указать, что законодательством могут быть предусмотрены особенности открытия представительства или создания филиала. Так, к примеру, кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России.
Второй этап создания филиала или открытия представительства представлен государственной регистрацией последних в едином государственном реестре юридических лиц. Для соответствующей регистрации юридическое лицо заполняет заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001), которое заверяет у нотариуса. Заявление вместе с регистрационными документами юридического лица, положением обособленного подразделения, подаются юридическим лицом в налоговый орган по месту своего нахождения.
За государственную регистрацию изменений в учредительные документы уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей (ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что законодательство не предусматривает обязательного внесения изменений в Устав в случае открытия представительства или создания филиала, достаточно самой регистрации изменений.
Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала и представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, дополнительно извещать налоговый орган об их открытии не требуется.
Ликвидация филиала или представительства осуществляется в том же порядке, что и создание (открытие). При этом причина ликвидации не имеет особого значения (филиал открыт на определенный срок, который истекает; филиал достиг целей, ради которых создан; филиал и головная компания вступили в серьезный конфликт по интересам).
Процедура ликвидации начинается с принятия уполномоченным органом управления юридического лица на общем собрании соответствующего решения. Далее составляется протокол собрания, а также приказ о закрытии филиала или представительства.
Следующий этап ликвидации обособленного подразделения состоит в государственной регистрации соответствующих изменений. В орган федеральной налоговой службы представляется заявление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица с протоколом, в котором выражена воля учредителей на закрытие филиала или представительства, устав организации с правками, а также документ об уплате государственной пошлины. Изменения в единый государственный реестр юридических лиц вносится в течение пяти дней.
В течение месяца со дня закрытия обособленного подразделения юридическое лицо обязано письменно сообщить о его закрытии в налоговый орган по месту своего нахождения (ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Стоит обратить внимание, что ликвидация филиала может произойти также и в принудительном порядке, по решению суда в случаях, если: деятельность, осуществляемая филиалом, была запрещена на уровне законодательства; у филиала нет соответствующих разрешений и лицензий на осуществление своей деятельности; в процессе работы филиалом неоднократно были нарушены законы и иные правовые акты; функционирование филиала не соответствует уставной деятельности головной организации.
В практике предпринимательской деятельности возможны случаи, когда в связи с изменением задач юридического лица, представительство необходимо преобразовать в филиал или наоборот. Действующее законодательство не предусматривает специальной процедуры преобразования обособленных подразделений из одного в другое.
Однако, как верно подмечает Залевский С.Л., правомерным в данном случае видится следующий путь решения проблемы. Органы управления юридического лица должны принять решение о ликвидации действующего филиала и/или представительства и принять решение о создании вместо закрытого обособленного подразделения другого – представительства и/или филиала соответственно.
Далее указанные изменения должны пройти обязательный этап государственной регистрации.
В результате проведенного исследования можно отметить, что создание (открытие) и прекращение деятельности филиалов и представительств юридического лица достаточно подробно регламентировано законодательством. При этом как создание, так и прекращение деятельности указанных субъектов, выражается в воле создающего их юридического лица.

Заключение и вывод

Цель настоящей курсовой работы достигнута – проведено комплексное исследование особенностей правового регулирования филиалов и представительств юридических лиц.
В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации юридические лица вправе создавать обособленные подразделения.
Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации не дает определение данного понятия, разъясняя только понятие филиала и представительства как обособленных подразделений юридического лица.
Так, в силу ст. 55 указанного нормативного правового акта представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В свою очередь, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В целях систематизации законодательных положений в данной сфере и правильного понимания статуса филиала и представительства юридического лица, нами выделены наиболее существенные признаки данных образований. В частности, к ним относятся: отсутствие статуса юридического лица; имущественная, территориальная и организационная обособленность.
Закрепление правового статуса филиала и представительства исходя из положений ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации происходит путем регистрации их создания (открытия).
Законодатель предусматривает единый порядок как для филиалов, так и представительств, проводя среди них различие лишь в терминах, указывая, что филиалы создаются, а представительства – открываются.
Представляется, что использование различной терминологии в данном случае лишь затрудняет процесс понимания статуса филиалов и представительств. Поэтому применение термина «создание» является наиболее точно отражающим процесс их образования.
Процедура создания обособленного подразделения осуществляется путем принятия уполномоченным органом юридического лица решения о создании такого подразделения, утверждения положения о подразделении, а также государственной регистрации последних в едином государственном реестре юридических лиц.
Ликвидация филиала или представительства осуществляется в том же порядке, что и создание.
Анализ теоретических работ, законодательства и судебной практики по теме работы, позволяет сделать вывод, что проблемы правового регулирования деятельности филиалов и представительств юридических лиц, прежде всего, связаны с несогласованным межотраслевым регулированием данных субъектов.
Так, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства не обладают статусом юридического лица, они не несут ответственность по обязательствам, возникшим из их деятельности. Вместе с тем, Налоговый кодекс Российской Федерации наделяет указанные обособленные подразделения обязанностями по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также постановке на учет.
Вследствие данной несогласованности норм, возникает неверное понимание и применение их на практике различными уполномоченными органами. Анализ судебной практики показал, что случаи применения к филиалам и представительствам различных санкций встречаются довольно часто.
В этой связи, представляется необходимым привести соответствующие нормы к общему знаменателю, который бы исключал их неверное понимание.
Во втором пункте второй главы нами рассмотрен вопрос правового регулирования деятельности филиалов и представительств иностранного юридического лица. Сделаны следующие выводы.
Действующее законодательство не дает определения понятию иностранного юридического лица, его филиалов и представительств. Представляется, что это значительно обедняет понятийный аппарат и затрудняет понимание правового статуса указанных субъектов.
Законодатель предусматривает аналогичный порядок создания и прекращения деятельности филиалов и представительств, что и для отечественных организаций, на основании решения иностранного юридического лица.
Вместе с тем, особенностью является специфическая форма государственного контроля за открытием и прекращением деятельности филиала или представительства иностранного юридического лица, аккредитация. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливает, что для осуществления аккредитации в орган налоговой службы подается заявление с определенными документами, которые должны быть составлены в срок не более двенадцати месяцев. Мы пришли к выводу, что требование о сроке составления предусмотренных законом документов, является избыточным, поскольку по своей сути дублирует требование о достоверности сведений, сообщаемых заявителем.
В связи с отмеченным, необходимо дальнейшее изучение и совершенствование правового регулирования деятельности филиалов и представительств юридических лиц.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ