Проблемы обучения детей с проблемами развития в современном обществе

Цели и задачи

Цель работы: рассмотреть особенности образования лиц с ОВЗ.

Введение и актуальность


Получение достойного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым и основным условием для их полноценного участия в будущей жизни общества и обеспечения эффективной самореализации в профессиональной деятельности. Из-за отклонений в развитии происходит, по словам Л.С. Выготского, «выпадение» ребенка из социального и культурного образовательного пространства. Состояние здоровья таких детей не позволяет осваивать образовательную программу без специально созданных условий воспитания и обучения. Детям с особыми образовательными потребностями обществу приходится уделять больше времени и внимания, чем детям без нарушений в развитии.
Огромная роль в жизни детей с ОВЗ отводится семье, ведь именно в кругу близких им людей проходит большая часть их жизни. Вот почему так важно, чтобы родители принимали активное участие в сложном процессе воспитания и реабилитации ребенка. Родители, которые стремятся помочь своему ребенку, в большей степени имеют шансы на положительный результат, чем те, которые испытывают эмоциональное напряжение, неуверенность и тревогу по отношению к своему ребенку. Эти неуверенность родителей и тревога на эмоциональном и когнитивном уровнях передается детям, что не способствует улучшению их формирующейся психики, а может спровоцировать возникновение вторичных отклонений в их психическом развитии [1]. Родительское тепло и внимание в первую очередь влияют на развитие личностно-эмоциональной сферы ребенка. Также на формирование личности ребенка влияют особенности вида дизонтогенеза. Часто такие дети негативно относятся к своей личности, отрицательно отзываясь о своей внешности, имеют низкую самооценку, понимают, что их психофизические особенности мешают не только в общении, но и во всестороннем развитии. В отличие от обычных детей, возможность общаться с широким кругом сверстников у них ограничена, а ведь именно общение в большей степени обогащает чувственную и эмоциональную сферу ребенка.
Родители «особых детей» получают законодательно закрепленную поддержку от государства и общественных структур, однако дальнейшее развитие взаимодействия государства и таких семей нуждается в большей дифференциации и учете индивидуальных потребностей каждой семьи.
Основным формирующим этапом психического и физического развития ребенка является дошкольный возраст, диапазон которого варьируется от 3 до 7 лет. В рамках психологии как науки каждый возрастной период характеризуется своими психологическими особенностями. А для детей с особыми потребностями даже самые обычные возрастные изменения проходят более остро, чем у нормально развивающихся детей. Именно в этот период происходит формирование эмоциональных, познавательных и поведенческих процессов[5].
По мнению И.В. Дубровиной, «психологические аспекты психического здоровья есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» [5]. Это утверждение еще больше доказывает, что личностные характеристики – это важный аспект жизни человека в обществе.
В отличие от нормально развивающихся детей, дети с ОВЗ имеют задержку в физическом развитии, у них снижен интерес к окружающему миру, в результате чего недостаточная двигательная активность ведет к отставанию ребенка в умственном развитии и формированию наглядно-действенного мышления [4]. Интеллектуальное развитие претерпевает изменения, одни психические функции отстают в развитии, другие развиваются соответственно возрасту. Также у них наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, отмечается общее недоразвитие мелкой моторики. Неумение правильно выразить свои мысли, а иногда и полное отсутствие речи ведут к несформированности у таких детей мотивации к коммуникативному развитию.
Имеющееся у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение создает отличающееся от нормы, измененное поведение. Особенно ярко нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются у детей с задержкой умственного развития. Степень проявления болезни ведет к возникновению определенных личностных изменений и проблем. Ребенок в большей степени испытывает воздействие ближайшего окружения, которое может усилить воздействие дефекта на личностное развитие ребенка, а может содействовать его компенсации.
Чем раньше возникает заболевание, тем более разрушительными становятся его последствия, оказывающие воздействие на личностное развитие. В.В. Лебединский отмечает, что у детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном возрасте проявляются эмоциональная нестабильность, агрессивность, обособленность, экспансивность, тревожность, напряженность, неумение управлять своими эмоциями [3]. У одних детей эмоционально-волевая нестабильность проявляется в суетливости, беспокойности, расторможенности, у других же отмечается безынициативность, вялость и двигательная заторможенность. Проявления эмоциональной сферы окрашены в негативные тона. Часто отмечается астенизация психики в сочетании с беспомощностью, низкий эмоциональный тонус, слабость, апатия, враждебность, нервозность, вспыльчивость, чувство страха, необоснованная смена настроения, эйфория или депрессия.

Заключение и вывод


Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллекта, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи, дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с множественными нарушениями, дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ