Проблемы обеспечения экономического роста в российской экономике.

Цели и задачи

цель данной курсовой работы – рассмотреть проблемы обеспечения экономического роста в российской экономике.

Введение и актуальность


В рамках этой политики экономический рост разгоняется с помощью снижения налогов и увеличения государственных расходов. Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики связана с возможностью относительно более прямого воздействия на те или иные элементы совокупного спроса. А именно совокупный спрос, его инертность, становятся причиной относительно длительного нахождения экономики соответствующей страны в самой нижней точке экономического цикла.
Потребительские расходы домашних хозяйств являются основным «движителем» экономического роста в большинстве развитых стран мира. Но после кризиса, даже если удалось избежать дефляции, потребление резко снижается из-за избыточной закредитованности частных субъектов. После кризиса 2008 года возник ещё один ограничитель для положительной динамики этого элемента совокупного спроса – неравенство при распределении доходов в рыночной экономике. Дело в том, что склонность к потреблению и размер самого потребления групп населения с доходами выше среднего значительно меньше, чем у представителей бедных слоёв и среднего класса. Хотя бы в силу относительной малочисленности первых. В результате, концентрация богатства в руках менее чем 10% самых богатых граждан страны в период экономического роста приводит к ослаблению потенциала совокупного спроса со стороны потребления, необходимого для будущего экономического роста.
Частные инвестициипосле кризиса также страдают от закредитованности, но уже соответствующих юридических лиц. Многое в этой сфере зависит от наличия избыточных производственных мощностей ещё в докризисный период.
Если они были, то стимула к новым инвестициям у фирм нет. Доступность внешних для фирм инвестиционных ресурсов зависит от эффективности финансовых посредников в лице коммерческих банков и институтов фондового рынка. Если даже при наличии приемлемого инвестиционного климата на рынках активов будут инструменты с относительно более высокой доходностью, размер фактических инвестиций в реальный капитал будет заведомо низким.
В кризис сокращение бюджетных доходов вынуждает сокращать в той или иной пропорции бюджетные расходы, прежде всего инвестиционные.
Падение глобального совокупного спроса очень болезненно сказывается на экономиках тех стран, что сильно зависят от экспорта. Это, прежде всего, страны-экспортёры сырья и страны с моно отраслевой экономикой. К ним же относится и КНР из-за выбранной стратегии экономического роста.
Итак, стимулирующая фискальная политика подразумевает снижение налогов и (или) увеличение государственных расходов. Увеличение государственных расходов логично, так как необходимо обусловлено необходимостью компенсировать «выпадающие» в силу вышеизложенных причин в кризис тех или иных элементов совокупного спроса. А вот снижение налогов, как инструмент стимулирующей фискальной политики, в начале XXI века становится непростой задачей. Дело в том, что основы соответствующей макроэкономической политики были разработаны в эпоху относительно высоких ставок основных подоходных налогов. С другой стороны, размер необходимых государственных расходов в те времена был относительно невелик, так как государство только начинало свою экспансию во второй половине ХХ века.
Сегодня налоговая система современного государства с развитой экономикой содержит мало возможностей, чтобы снижать налоги без ущерба их фискальной мощности. Поэтому данная мера, стимулирующая экономический рост, возможна часто только в рамках т.н. «налогового манёвра», когда снижение одного или группы налогов компенсируется ростом других налогов. Это непросто сделать, поскольку трудно просчитать размер стимулирующего эффекта от снижения соответствующего налога и степень нейтральности для экономики в целом при повышении других налогов. Например, если есть возможность снизить размер уплачиваемого личного подоходного налога, то, оказывается, эффективнее это осуществить только для групп населения со средними доходами и доходами ниже среднего. А если возможности для «налоговых манёвров» в данной налоговой системе критически ограничены, необходимо использовать новые, нетрадиционные виды налогообложения, обладающие не только безусловным стимулирующим эффектом, но и необходимой фискальной мощностью. К таким налогам эксперты относят, прежде всего, т.н. «глобальные налоги», среди которых выделяются экологические и налоги на финансовые сделки. Применение этих налогов актуально для большинства стран, где для них имеется налогооблагаемая база достаточного размера. Кроме этого, для стимулирования желаемого поведения экономических субъектов в каждой стране есть свои налоговые инструменты. Например, в США для увеличения текущего потребления можно использовать налог на наследство. А для стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики – налог на прирост капитала, а также дифференциацию режимов взимания налога на прибыль для американских фирм, инвестирующих у себя дома, и тех из них, кто предпочитает инвестировать за рубежом.
С помощью «налоговых манёвров» и этих нестандартных шагов по увеличению налогов в рамках стимулирующей фискальной политики можно попытаться минимизировать главное отрицательное последствие при проведении этой политики: увеличение размера государственного долга страны. С другой стороны, решение проблемы накопления государственного долга требует более взвешенного подхода к формированию расходных статей консолидированного бюджета государства. Если одновременно надо проводить структурные реформы на пути к следующему этапу развития экономики данной страны, то требуется более жёсткая целенаправленность в ходе бюджетного процесса. В частности, при формировании инвестиционных статей государственных расходов делать упор на те проекты, что приносят чистый доход сами по себе. Либо дают синергетический эффект в виде притока частных инвестиций в данный сектор экономики.

Заключение и вывод

Экономический рост – это длительные изменения реального объѐма национального производства, которые непосредственно связаны с развитием производительных сил в долгосрочной перспективе.
Достижение высоких и устойчивых показателей экономического роста является целью множества современных государств. Это способствует выполнению таких задач, стоящих перед государством, как: увеличение доходов бюджета, расширение налогооблагаемой базы, рост благосостояния и доходов общества, сокращение уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест и т.д.
Таким образом, динамика экономического роста России в рассмотренном периоде имеет неоднозначный характер. На первых этапах страна погрузилась в глубокий экономический кризис, впоследствии сменившимся бурным экономическим ростом. Но, несмотря на это мировой финансовый кризис показал на ограничения сырьевой модели экономического роста России.
Для обеспечения экономического роста государству необходимо придерживаться следующих факторов:
- обеспечить полноценность выполнения поставленных целей;
- использовать системный подход в разработке механизма достижения намеченных целей;
- активно привносить положительные изменения в разработанный механизм;
- регулярно подвергать анализу процесс реализации выбранных мер.
На сегодняшний день чѐтко видны факторы, которые препятствуют долгосрочному и стабильному экономическому росту:
1. Низкая эффективность государственного управления.
2. Отсутствие стимулов и условий для развития человеческого капитала.
3. Высокая доля нерыночного сектора и низкий уровень конкуренции.
4. Неравномерная реализация реформ на муниципальном и региональном уровнях.
5. Достаточно низкий уровень интеграции экономики России в международные экономические отношения.
6. Слабая диверсификация российской экономики, которая создаѐт значительную зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные товары экспорта.
В течение трех последних лет отечественная экономика переживает кризисные явления, находится в рецессии. Об этом свидетельствуют практически все основные макроэкономические показатели. В результате анализа данных, представленных в таблицах 1 и 2, можно сделать вывод, что если по итогам 2012 г. в стране наблюдался умеренный экономический рост на уровне 103,5%, то по итогам 2013 г. темпы экономического роста составили только 101,3%, а в 2014 г. экономика России перешла в фазу стагнации. В 2015 г. произошло сокращение экономики практически на 3%, по итогам 2016 г. падение ВВП существенно замедлилось и не превысило 0,2%.
Существует целый комплекс во многом взаимообусловленных причин отрицательных темпов экономического роста в России в течение двух последних лет. Во-первых, это снижение мировых цен на топливно-энергетические товары, которое повлекло за собой сокращение притока валютной выручки в страну и соответственно доходов нефтяных компаний и федерального бюджета.
Во-вторых, по итогам 2014 и 2015 гг. наблюдался значительный чистый отток капитала из страны, который по данным ЦБ РФ в 2014 г. составил 151,5 млрд. долл. США, а по итогам 2015 г. 56,9 млрд. долл. США. Данная ситуация была связана прежде всего со значительными выплатами по внешнему, преимущественно корпоративному, долгу, пик которых пришелся на вышеобозначенный период. В то же время усложнился доступ крупнейших отечественных компаний на мировые рынки капиталов вследствие введения экономических санкций с одной стороны, и нежелании самих компаний осуществлять займы в иностранной валюте в условиях высокой волатильности валютных курсов.
Следует отметить, что практически все отрасли отечественной экономики в 2015 г. продемонстрировали отрицательный результат и внесли свой вклад в сокращение ВВП. Так, индекс промышленного производства составил 96,6%, причем наибольшие темпы сокращения были характерны для обрабатывающей промышленности – 94,6%. Производство электроэнергии составило 98,4%, тогда как добыча полезных ископаемых показывала даже небольшой рост в 100,3%. По итогам же 2016 г. в промышленном производстве РФ наметилась тенденция скромного роста в 101,3%, причем не только за счет сферы добывающей промышленности, но также и обрабатывающей, а также производства электроэнергии.
Тем не менее, наиболее проблемными сферами отечественной экономики выступают оптовая торговля, инвестиции и доходы населения. Так, индекс оборота оптовой торговли, согласно данным Росстата, составил в 2014 г. 96,4%, а в 2015 г. только 90,0%. Следует отметить, что даже в кризисный 2009 г. оборот оптовой торговли не сокращался и составлял 102% по отношению к 2008 г. Что касается инвестиций в основной капитал, то их индекс по итогам 2014 г. составил 98,5%, а в 2015 г. и вовсе снизился до 89,9%. Следует отметить, что важнейшим условием ускорения темпов экономического развития является рост инвестиций. Для того, чтобы в будущем, через определенный промежуток времени была возможность выпускать больше товаров и услуг, необходимо в настоящее время увеличивать инвестиции. Снижение же объемов инвестиций в настоящем должно неизбежно привести к проблемам увеличения совокупного выпуска в будущем.
В России для укрепления экономики и обеспечения устойчивых темпов экономического роста страны и их развития, а, также, для защиты финансовой системы страны от мирового разрушения по доллару до или после его дефолта, необходимо:
1. Введение учѐта денежной массы в единой национальной валюте (рублях) с проверкой источников еепроисхождения и закрытием внешних финансовых границ страны.
2. Совершенствование фискальной политики для обеспечения устойчивых темпов экономического роста России.
3. Учѐт рисков, обеспечивающих экономическую свободу хозяйствующих субъектов не компенсируемую государством.
4. Разрешение проблемы занятости работников при инновационном развитии экономики страны.
5. Объективные и субъективные меры к развитию и процветанию России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ