Проблема детской лжи

Цели и задачи

Цель работы: изучить проблему лживости детей с психолого-педагогической точки зрения.

Введение и актуальность


Далее рассмотрим лживость детей сквозь призму гендерных различий манипулятивного поведения. Манипулятивное поведение мальчиков преимущественно проявляется в экономической и профессиональной сфере, а девушек – в отношениях, общении и в семье. Исходя из этого, склонность к манипулированию и ложному поведению может негативно влиять на жизненный успех детей.
Наиболее адаптивной к условиям современного общества является андрогенная личность (объединяет в себе феминные и маскулинные черты) [8].
Во время учебы активизируются и развиваются все сферы ребенка, а заодно и склонность к лживому поведению. Так, в качестве основных гендерных особенностей манипулятивного поведения детей можно выделить то, что во время обучения дети (и ребята, и девушки) демонстрируют достаточно высокий уровень склонности к манипулятивному поведению для достижения поставленной цели; в основе высокого уровня развития манипулятивного поведения детей лежит высокий уровень развития коммуникативных отношений; для мальчиков использование манипулятивного поведения в профессиональной сфере является проявлением доминирования, стремление к победе, а девушки прибегают к манипуляции для самоутверждения в коллективе [9]. Впрочем, большинство детей не осознает собственных проявлений манипулятивного поведения.
Выяснение представлений детей о манипулятивном поведении является полезным для выработки системы мотивации ко лжи. В общем различия манипулятивного поведения детей обусловленные поиском профессионального «Я», формированием самоидентичности [10]. Поэтому мальчики более склонны к проявлению манипулятивного поведения во время учебы (для достижения поставленных целей), а девушки – в процессе общения. Соответственно, мальчики самоутверждаются в профессиональной сфере и достигают результатов в обучении с помощью манипулятивных паттернов поведения, а девушки более склонны к ложным проявлениям поведения в межличностных интеракциях с другими [10].
В рассмотрении гендерных различий манипулятивного поведения важное значение имеет коммуникативный потенциал. Через призму коммуникативно-дискурсивного направления неординарным является лингвистическое конструирование гендера в коммуникативном взаимодействии индивидов в различных ситуациях, через призму теории социальной идентичности – речевое поведение мальчиков и девочек, коммуникативная адаптация и интеракционизм. Ведь неоднократно было доказано рядом ученых, дискурсивная деятельность мальчиков и девочек сильно отличаются между собой, а отсюда – возникает коммуникативная асимметрия в пользу мальчиков, что обеспечивает их господствующий статус в обществе.
Л. Крысин утверждает, что в результате исследования различий общения мальчиков и девочек в разных речевых обществах обнаруживаются расхождения, которые касаются не основных аспектов языка, а скорее периферийных, что соответственно лишь изредка создают трудности при коммуникации.
Таким образом можно выделить своеобразие восприятия коммуникации: у мальчиков оно определяется обычно левым полушарием головного мозга, отвечающим за аналитическое мышление и соответствующее вербальное отражение, а также у девочек оно определяется обоими полушариями, отвечающими за обработку информации, которая отражена не только в словах, а и в символах и образах [11].
Проанализировав коммуникативное поведение мальчиков и девочек в моно- и гетерогамных группах, можно определять самые распространенные, то есть стандартные, гендерные стратегии и тактики, на формирование которых влияют различные типы восприятия окружающего мира, что объясняет половые особенности в коммуникации [7].

Заключение и вывод


Таким образом, анализ научной литературы показывает, что ложь – это сложное социально-психологическое явление, которое недостаточно изучено. Борьба с ней требует глубокого знания природы происхождения и развития важных и неотъемлемых составляющих. Прослеживая возрастную динамику развития правдивого и лживого поведения в детском возрасте в зависимости от сформированности компонентов нравственной сферы ребенка (знание моральных норм, нравственная оценка, моральная регуляция) и операционно-познавательной структуры мышления можно говорить о том, что ложь как сознательное искажение действительности появляется в второй половине дошкольного возраста.
Онтогенез лживого поведения в детском возрасте формируется на основе когнитивной (образ Я) и эмоционально-оценочной составляющей (самооценка) влияет на отношение к себе, к своему «Я», то есть дети осознают себя личностью с характерными для нее возможностями, качествами, особенностями и соответствующим образом относятся к собственной личности, что провоцирует определенное поведение.
Раскрывая детерминанты возникновения и особенности формирования человеческой лживости констатируем, что ложь, обман и ложь являются неизбежными социально-психологического компонентами жизнедеятельности ребенка в обществе. В социальных отношениях обманывать приходится довольно часто, а потому дело не в том, чтобы отбросить ложь как нечто, безусловно, плохо, а в том, чтобы объяснить механизмы ее формирования и развития.
Ложь является неотъемлемой частью человеческого существования и проявляется в самых разнообразных ситуациях. Склонность ко лжи у психически здорового, нормально развитого человека определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ