«Принудительные работы: место в системе наказаний и некоторые проблемы применения».

Цели и задачи

Целью исследования является решение теоретических и практических проблем порядка и условий исполнения наказаний в виде принудительных работ, основанными на изучении исторических и социально-экономических аспектов практики применения альтернативных видов наказаний с учетом при этом накопленного международного опыта их применения, содержания и характерных черт, порядка и условий их выполнения, проблем повышения эффективности деятельности органов выполнения данных наказаний.

Введение и актуальность


Уголовный кодекс предусматривал ответственность за повторное или постоянное уклонение от исполнения наказания в виде принудительных работ с заменой наказания в виде лишения свободы, из расчета три дня принудительных работ за один день лишения свободы. В соответствии с указанным нормативно-правового акта принудительные работы как одно из средств социальной защиты начали применяться как самостоятельный мероприятие, а не дополнительный.
Второй период истории развития нормативно-правовых основ становления альтернативных видов наказания был связан с процессом усиления репрессивной политики в области применения наказания в 30-50-х гг. ХХ в. Принятые того времени нормативные документы обеспечивали исполнения наказания в виде лишения свободы, государство не занималось на законодательном уровне разработкой нормативной базы по наказаниям, не связанным с лишением свободы, считая этот вопрос второстепенным. Основными нормативными документами, регламентирующих наказания в виде исправительных работ, были ведомственные акты союзного НКВД.
Наказание в виде исправительных работ предназначалось в качестве основного при исправительно-трудовом учреждении. Организация принудительных работ и руководство ими возлагалось на Управление исправительно-трудовых учреждений НКВД. 
В период Великой Отечественной войны значительная часть осужденных за преступления небольшой тяжести, в том числе к наказанию в виде исправительных работ, была освобождена из исправительно-трудовых учреждений и направлена ​​в действующую армию. За годы войны их силами построено большое количество оборонительных сооружений, коммуникаций, изготовлено боеприпасов. В первые послевоенные годы принято ведомственные нормативные акты, согласно которым в исправительно-трудовых лагерях установлено два вида режима: общий и строгий. Именно в лагерях строгого режима содержались осужденные, злостно нарушали режим содержания и уклонялись от работы.
Третий период (1953-1990) – начало внедрения гуманистических принципов в уголовно-исполнительной системе.  25 декабря 1958 Верховным Советом СССР утверждены Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которому всем союзным республикам, поручалось привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними. 
Исправительные работы без лишения свободы применялись в качестве основного наказания на срок от одного месяца до одного года с отбыванием наказания по месту работы осужденного, или в других местах, определенных органом, на который возложена обязанность исполнения данного вида наказания, но в районе проживания осужденного с учетом его работоспособности и, по возможности, специальности. Порядок отбывания исправительных работ без лишения свободы устанавливался в соответствии с нормами Исправительно-трудового кодекса (далее – ИТК). Так, в орган, ведавший выполнением исправительных работ без лишения свободы, в случае нарушения осужденным установленного порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ возлагалось применение таких видов взысканий: замечание, выговор, предупреждение, привод. Предупреждение выносилось в случаях уклонения от отбывания назначенного судом наказания, а именно:
1) если осужденный к исправительным работам не устроился на работу в течение 15 дней после переезда на новое место жительства;
2) не устроился на работу по истечении 15-дневного срока с момента увольнения с предыдущего места работы; 
3) прогула без уважительных причин или появления на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. 
В случае уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы по месту работы осужденного, органом исполнения наказания вносилось в суд представление, а общественной организацией или трудовым коллективом поднимался ходатайство о направлении лица, уклоняющегося, для дальнейшего отбывания наказания в место, но в районе места жительства осужденного. В случае злостного уклонения (прогула без уважительных причин, появления на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, укрытия с целью уклонения от отбывания наказания), орган исполнения наказания вносил в суд представление об изменении, в соответствии со ст. 30 УК 1960г., неотбытого срока наказания в виде исправительных работ на наказание в виде лишения свободы.
Четвертый период (с 1990 г..) характеризуется новейшим, а не идеологизированным подходом к исследованию уголовно-исполнительной проблематике. Был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных, в первую очередь, на укрепление правовых гарантий путем верховенства права во всех сферах общественных отношений, в том числе и тех, которые возникают в процессе выполнения-отбывания уголовных наказаний. 
В соответствии с действующим уголовно-исполнительного законодательства формами уклонением от наказания в виде исправительных работ являются: 1) невыполнение установленных обязанностей; 2) нарушение порядка и условий отбывания наказания; 3) совершение проступка, за который осужденный был привлечен к административной ответственности; 4) допущение более двух раз в течение месяца прогулов, а также более двух нарушений трудовой дисциплины в течение месяца или появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
Так, начиная с 1990, принято большое количество нормативно-правовых актов, направленных на реформирование уголовно-исполнительной системы.
Анализируя нормативную базу, регулирующую исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ, можно отметить, что в настоящее время уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не содержит определения понятия злостного уклонения от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы. 
В этих условиях по осужденного к наказанию в виде исправительных работ может быть применено: замену наказания в виде ограничения свободы, арест или лишение свободы из расчета два дня ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста или лишения свободы за один день исправительных работ .

Заключение и вывод


Зарубежный опыт организации общественных работ свидетельствует, что рационально использовать институт общественных работ циклически. Это значит, что в период относительно устойчивого экономического развития общественные работы выполняются только в самых необходимых объемах. Однако в периоды экономических кризисов (а именно в этой фазе экономического цикла находится отечественная экономика) они наиболее эффективны и становятся одним из основных инструментов активной политики занятости на региональных рынках труда.
Вопросы правовой регламентации иных мер уголовно-правового характера можно смело отнести к разряду спорных. Теоретически к иным мерам уголовно-правового характера можно причислить принудительные меры медицинского характера, принудительные меры воспитательного воздействия, отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, условное осуждение, конфискацию имущества, судимость и др. И таких видов насчитывается от 10 до 151. 
Изменения, внесенные в раздел VI Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», должны были поставить точку в дискуссии относительно содержания иных мер уголовно-правового характера. Законодатель указал, что к иным мерам уголовно-правового характера следует относить только принудительные меры медицинского характера и конфискацию имущества. Но это вызвало еще более оживленные дискуссии среди ученых-юристов относительно правовой природы иных мер уголовно-правового характера, их целей и места в УК. Остался неразрешенным вопрос о месте в УК тех мер, которые законодателем не отнесены ни к наказанию, ни к иным мерам уголовно-правового характера, например отсрочка отбывания наказания, условное осуждение и др. 
В действующем УК РФ термин «иные меры уголовно-правового характера» употреблен в ст. 2, 3, 6, 7 и в наименовании раздела VI. Так, ст. 2 УК РФ гласит, что «для достижения задач Уголовный кодекс устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений» (в ранее действовавшем УК РСФСР 1960 г. была закреплена возможность применения к лицам, совершившим преступления, лишь наказания).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ