Примитивизм в творчестве Михаила Ларионова (серия «парикмахерских)
Цели и задачи
Целью данной работы является выявление особенностей серии «парикмахерских» и определение ее места в примитивистском периоде творчества М.
Введение и актуальность
Большое влияние оказало то, что живописец был родом из провинциального городка Тирасполе, улицы которого были всегда украшены выразительными живописными вывесками. Процесс внедрения вывески в композицию живописного полотна М.Ф. Ларионова опять же проследил исследователь Е.Ковтун, но говорит об этом не он один. Так, специалист Л.В. Вакар в своей статье, где приводится сравнительный анализ творческих путей М.Ф. Ларионова и Марка Шагала, отмечает, что тема провинциального города появилась у первого еще в начале 1900-х гг. в произведениях «Еврейская лавка» 1900 г. и «Фруктовая лавка» 1904 г. Интересно обозначить, что исследование специалиста показало глубокую связь образов и тем в творчестве двух выдающихся художников. Но также стоит подчеркнуть первенство М.Ф. Ларионова, во многом повлиявшего на художника Парижской школы.
В своих произведениях провинциального цикла Михаил Федорович стремится показать тихую жизнь небольшого города с довольно пустынными скучающими улицами с мелкими лавками, в которых большое внимание привлекают различные живописные вывески. В этих работах художник также делает акцент на множестве характерных деталей быта и товаров, отводя роль человека на второй план. Приметы провинции данных ранних произведений станут своеобразными знаками ностальгии по родному месту в поздних произведениях.
Вернемся к процессу появления вывески в картинах М.Ф.Ларионова. Сначала она служит фоном или сливается с ним, не привлекая особого внимания. В «Провинциальном франте» 1907 года вывеска уже по своей стилистике перекликается с главной фигурой – франтом. Такой прием делает предмет более значимым и ему отводится особое место в композиции.
Работа «Провинциальный франт» в паре с «Провинциальной франтихой» того же 1907 года интересны и с точки зрения иного пластического языка. В трактовке этих фигур наблюдается большая геометризированность и угловатость пластики. Специалист Д.В.Сарабьянов отмечает в данных работах влияние лубка и вывески, позволявших художнику выработать особую демонстративную наглядность изобразительного мотива, «распластанность» фигур, одновременность действий, разворачивание события вдоль плоскости.
Утрируя выразительные жесты, художник сближает образы франта с образом на вывеске. В пластике персонажа отчетливо прослеживается гротескная экспрессия, создающая удивительный эффект равновесия при разнонаправленности ритма движений. В картине «Провинциальная франтиха» М.Ф. Ларионов даже не дописывает кокетливой героине правую руку с зонтиком, как это намечено в эскизе, оставляя для большей экспрессии движение незавершенным.
Показательной работой является «Хлеб», написанный около 1910 года и экспонирующийся на выставке «Бубнового валета» - объединения русских художников, членом которого был М.Ф. Ларионов. Созданный им образ является, словно превосходной вывеской для любой пекарни. Настолько он яркий и выразительный.
Важно отметить, что соприкасаясь сюжетно и композиционно с вывеской, М.Ф. Ларионов никогда не стилизовал свои работы «под вывеску». Разница эта выражается в подходе к изображаемому мастером вывески и художником. Первый относится к созданию образа очень серьезно, для живописца же это своеобразная игра, он одновременно и любуется и иронизирует.
К рассматриваемому периоду относятся некоторые произведения серии «паррикмахерских». Например, композицию в «Офицерском парикмахере» М.Ф. Ларионов трактует в духе театрализованной вывески, обрамляя плоское пространство приподнятыми драпировками и вооружая персонажей знаковыми атрибутами: ножницами и шпагой. Об остальных произведениях поговорим подробно в следующей главе непосредственно при анализе серии работ.
В начале данного раздела уже отмечалось влияние лубка. Еще XIX веке лубок воспринимался как явление этнографического, культурно-исторического и фольклорного порядка, при этом был известен значительной части образованного общества. Изобразительные средства лубка отличаются большой доходчивостью и энергичной простотой. Как правило, это плоскостные изображения с нарушенным масштабом фигур, располагающимися на листе вперемежку с орнаментом или столбцами поясняющих надписей.
М.Ф. Ларионов первым среди профессиональных художников увидел в лубке высокое искусство. Художник вместе с Н.С. Гончаровой многое сделали для распространения разного проявления народного искусства, в том числе и для сохранения памятников народного творчества и икон.
Подводя итоги данной главы, стоит отметить, что примитивизм проявил себя благодаря интересу к народному искусству, особенно лубочным картинкам. Особая роль в данном процессе принадлежит М.Ф.Ларионову – смелому экспериментатору, не боящемуся прикоснуться к лаконичным формам. Художник тонко чувствовал веяния нового в искусстве и благодаря образам родного города смог поднять интерес художника и зрителя к провинциальным образам в стиле примитивизма, заняв свое место в искусстве авангарда.
Заключение и вывод
В данной работе был проведен анализ серии «парикмахерских» одного из ведущих художников русского авангарда М.Ф. Ларионова. Три произведения были созданы в значимый примитивистский период 1907-1912 гг., два произведения относятся в 1920-м годам. В связи с этим был рассмотрен вопрос о возникновении направления примитивизма, распространение которого в русском искусстве полностью зависело от М.Ф.Ларионова. Именно его высокий интерес к лубку и городской вывеске способствовал данному процессу.
Ранний период творчества художника отмечен интенсивными поисками экспрессивного образа, что проявилось в провинциальном цикле.
Жанровый метод Михаила Ларионова отличен от творческих исканий мастеров второй половины XIX века. При всей определенной фольклорной ясности художник принципиально несимволичен. Акцент делается на основные пластические средства, используемые М.Ф. Ларионовым, в числе которых сплавленная живописная кладка мазка, подчеркнутая фрагментарность мотива, тонально-цветовая разработка в пределах больших локальных масс, повышенные пастозные свойства поверхности, утрирование форм, жесткая лепка объемов, резкие изломы фигур. Таким образом, примитивизм является одной из основных составляющих художественного метода М.Ф. Ларионова.
Проведенный в данной работе анализ нескольких произведений серии «парикмахерских» ярко демонстрирует характерные черты творчества примитивистского периода творчества М.Ф. Ларионова, а также дальнейший переход к более свободной трактовки образов, иным средствам выразительности и новому пластическому языку в 1920-е годы.
Ранний период творчества художника отмечен интенсивными поисками экспрессивного образа, что проявилось в провинциальном цикле.
Жанровый метод Михаила Ларионова отличен от творческих исканий мастеров второй половины XIX века. При всей определенной фольклорной ясности художник принципиально несимволичен. Акцент делается на основные пластические средства, используемые М.Ф. Ларионовым, в числе которых сплавленная живописная кладка мазка, подчеркнутая фрагментарность мотива, тонально-цветовая разработка в пределах больших локальных масс, повышенные пастозные свойства поверхности, утрирование форм, жесткая лепка объемов, резкие изломы фигур. Таким образом, примитивизм является одной из основных составляющих художественного метода М.Ф. Ларионова.
Проведенный в данной работе анализ нескольких произведений серии «парикмахерских» ярко демонстрирует характерные черты творчества примитивистского периода творчества М.Ф. Ларионова, а также дальнейший переход к более свободной трактовки образов, иным средствам выразительности и новому пластическому языку в 1920-е годы.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт