Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее влияние на поведение школьника

Первое направление объединяет теоретические исследования, посвященные изучению сущности сплоченности. Например, Я.Л. Коломинский говорил о феномене сплоченности, как о существующей в группе взаимной привлекательности ее членов, и наоборот, речь идет о привлекательности группы для составляющих ее участников. Данный подход характеризуется определением сплоченности как явления чисто эмоционального характера. Сплоченность, согласно данному подходу содержит спектр межличностных расположений и вытекающих из них отклонений. Акцентируется внимание на субъективных предпочтениях, которые имеют ярко выраженную эмоциональную направленность [9].
Л. И. Новикова в своих исследованиях считает эмоционально-интеллектуальные отношения членов коллектива друг к другу как предмет изучения понятия сплоченности. К данным отношениям можно отнести следующие явления: взаимную и невзаимную симпатию, устойчивое или неустойчивое тяготение, а также отрицательные отношения [20].
К. Боллен и Р. Хоул сплоченность интерпретируют как важное личностное чувство, которое индивид испытывает в процессе единения с группой и ощущает при этом духовную целостность с другими членами коллектива.
Второе направление научных исследований можно охарактеризовать как определяющее условия, необходимые для процесса формирования сплоченности коллектива.
Теоретики третьего направления акцентируют внимание на то, насколько влияет уровень сплоченности на жизнедеятельность групп, и в более узком смысле – продуктивность данного коллектива.
Сплоченность представляется одним из необходимых условий показателя эффективности немногочисленных коллективов. В данном случае важно выделять разные типы сплоченности, каждый из которых имеет связь с конкретным фактором показателя эффективности того или иного коллектива.
А.В. Сидоренков руководствуясь результатами своих исследований предлагает распределить сплоченность на предметно-деятельностную и социально-психологическую. Согласно мнению этого ученого, предметно-деятельностная сплоченность, сочетаясь с групповой нормой продуктивности, имеет непосредственное влияние на профессионально-предметную результативность коллектива и стабильность процессов, представляющих его совместную деятельность. В то же время социально-психологическая сплоченность влияет на такие показатели, как социально-психологическая эффективность и психологическая целостность и устойчивость коллектива. Чем выше уровень сплоченности в коллективе, тем большая результативность совместной деятельности наблюдается в исследуемом коллективе, в то же время низкий уровень сплоченности коллектива понижает результативность коллективной работы [21].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о существовании достаточного количества теоретических исследований, освещающих проблемы формирования сплоченности коллектива. Одни из этих исследований направлены на определение понятия сплоченности и классифицируют подходы к пониманию ее природы, другие объясняют факторы, влияющие на процессы формирование и на то, как проявляется сплоченность, третьи обращают внимание на взаимосвязь сплоченности с процессами, происходящими в коллективах.
Анализируя сущность понятия «сплоченность ученического коллектива», можно вести речь о том, что сплоченность, понимаемая как фактор единства действий всех участников группы, в которой единство действия подразумевает выполнение каждым членом коллектива поставленных задач, определяющих общую цель, следовательно, имеется в виду один из видов сотрудничества. Педагог в процессе организации различных видов совместной деятельности в школьном коллективе должен проанализировать систему межличностных отношений в группе, чтобы найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива и оказывать необходимое влияние на процессы формирования и развития сплоченного коллектива учащихся.
В процессе исследования сущности сплоченности коллектива выясняется, что данный процесс можно охарактеризовать как фактор единства действий членов коллектива, а единство действия подразумевает выполнение каждым участником группы необходимых задач, поставленных для достижения общих целей. Достичь единства поведения возможно при соблюдении условий свободного выбора членами коллектива определенных действий из объективно возможных в имеющейся ситуации [23].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ