Изучение синтаксиса на уроках русского языка в школе

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть основные этапы и способы изучения синтаксиса на уроках русского языка в школе.

Введение и актуальность


Сосен сизые иголки побелели наверху, а разряженные елки словно в заячьем пуху (С. Маршак). Отцвела моя бедная липа, отзвенел соловьиный рассвет (С. Есенин). Седины пасмурного дня плывут всклокоченные мимо, и грусть вечерняя меня волнует непреодолимо (С. Есенин). Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев). В прозрачном холоде заголубели долы, отчетлив стук подкованных коней (С.Есенин). Сделано все, чтобы я мог работать спокойно (Н.Островский).
Упражнение 2.
Прочитайте. Укажите простые и сложные предложения: бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные. Обозначьте грамматическую основу каждого простого предложения. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Представьте себе, что в полном подводном снаряжении стоите на берегу одной из бухт Южного побережья Крыма. Сделайте легкое движение ластами, и перед вами откроется необыкновенный мир. Каскадом спускаются к морю прибрежные скалы, ритм этого спуска сохраняется и в глубине. В танце бирюзовой воды встают каменные гиганты, покрытые г стой шапкой морской травы. Ее пушистые стебли слегка покачиваются, когда, чуть шевеля ластами, вы проплывает мимо.
Упражнение З .
Составьте и запишите сложносочиненные предложения с союзом и, ИСПОЛЬЗУЯ следующие общие второстепенные члены (ставьте их в начале первого предложения): в парке, по утрам, вдалеке, в этот прекрасный осенний день.
Упражнение 4.
Выпишите из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (повесть «Бэла») 5 сложносочиненных предложений, части которых соединяются союзами и, но, а.
Упражнение 5.
Прочитайте, укажите, в каких случаях, по вашему мнению, местоимение тот необходимо для построения сложноподчиненного предложения, а в каких оно выполняет вспомогательную роль — служит для усиления, выделения содержания придаточного предложения.
Я рассказал друзьям о том, как провел лето.
Я не тот, кого вы ждали.
З) Дай мне тот карандаш, который лежит на столе.
Он до того смутился, что покраснел.
Повернем в лес у той сосны, где в прошлый раз сворачивали.

Заключение и вывод

В средней школе изучение синтаксиса начинается с обработки словосочетания. Здесь уже изучаются сложные вопросы, в частности: «Строение и типы словосочетаний по способам выражения главного слова», «Виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях», «Сложные случаи управления». Поэтому перед учителем прежде всего стоит задача провести четкое разграничение между словосочетанием и предложением, а именно: предложение – единица сообщения (коммуникативная единица), словосочетание – номинативная единица (единица названия). Наряду с этим важно остановиться на новом понятии - «словосочетания и предложения – синтаксические единицы», акцентировать внимание учащихся на их признаках – общих и отличительных. Для этого лингводидактики советует обратиться к таблицам учебников, с помощью которых новый материал будет восприниматься значительно легче.
В наше время в связи с введением в языкознании структурно-семантической классификации (делением придаточных предложений на определительные, изъяснительные, обстоятельственные) учащиеся меньше сталкиваются с трудностями при определении видов этих предложений, в отличие от логико-грамматической классификации, по которой выделяли такие предложения, как дополнительные, подлежащих, сказуемых; однако перед учителем поставлена ​​задача - «добиваться, чтобы учащиеся хорошо осознали и закрепили приведены в учебнике определение правил» [2, с. 5].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ