Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны

Цели и задачи

Целью настоящей работы является анализ преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны.

Введение и актуальность


Представляется неполным выделение 2 и даже 3 групп в системе преступлений против безопасности государства и основ конституционного строя, т.к. направленность некоторых преступлений на какой-либо объект имеет зависимость от фактического содержания деяний, поэтому определение, как классификационного критерия непосредственного объекта, не относится к абсолютному. Например, террористические акты, межнациональные столкновения и вооруженные мятежи способны очень сильно подорвать внешнюю безопасность Российской Федерации. [20, c. 35]
В этой связи, все составы преступлений, посягающих на внешнюю безопасность, можно разделить на две группы:
1) составы преступлений, для которых внешняя безопасность признаётся обязательным основных объектом посягательства: государственная измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);
2) составы преступлений, для которых внешняя безопасность является альтернативным основным объектом посягательства (наряду с внутренней безопасностью, основами конституционного строя): разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК), диверсия (ст. 281 УК), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК).
В уголовном праве в основу классификации преступлений положена также характеристика общественной опасности преступных деяний.
Классификация преступлений по характеру и степени опасности, т.е. уровню их общественной опасности, является признанной основой построения уголовного закона. Общественная опасность — это главный (материальный) признак преступления. [28, c. 95]
В статье А. И Марцева и О. А. Михаля «Теоретические вопросы классификации преступлений» высказывается мысль, о том, что тяжесть преступлений должна определяться через общественную вредность, а не через общественную опасность.
Все преступления согласно положению ст. 15 УК РФ разделены на 4 по категории. Критерии этой градации являются: характер общественной опасности, степень общественной опасности, форма вины, вид и срок (размер) наиболее строгого наказания, которое предусмотрено в норме Особенной части УК РФ за совершённое преступление.
Из перечисленных выше преступлений, к числу особо тяжких относятся: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК), диверсия (ст. 281 УК).
Тяжкими преступлениями признаны квалифицированные составы, разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК), незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну (ч. 2 ст. 283.1 УК).
К преступлениям небольшой или средней тяжести отнесены, разглашение государственной тайны (ч. 1 ст. 283 УК), незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 283.1 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).
Именно об этой группе преступлений в дальнейшем пойдет речь.

Заключение и вывод

Успешность развития Российской Федерации, как правового и суверенного государства станет невозможной, если не будет обеспечения его государственной и национальной безопасности. Это поставило перед российской правовой системой задачу по обеспечению решений проблем безопасности российского государства.
С начала XXI века происходит формирование локальных и региональных моделей межгосударственного соперничества нового типа. Как следствие этого появляются национальные конфликты. Возрастают угрозы для внешней безопасности страны, которые приобретают большое разнообразие и уже давно вышли за рамки угроз военного нападения. Поэтому в настоящее время преступления против безопасности государства от внешних угроз начали квалифицировать как особо тяжкие преступления.
Проведенный в настоящей работе уголовно-правовой анализ составов преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны, позволяет сделать следующие выводы:
В хронологическом аспекте различные преступления, посягающие на сохранность государственной тайны конструктивно постоянно изменяются в связи с развитием самого государства, а так же с появлениям пробелов в уголовном праве, так например, такое преступление как государственная измена претерпело значительные изменения с принятием УК 1996 г. Это связано с тем, что государство поменяло свою политику и взяло путь на демократическое государство, говоря о других преступлениях, посягающих на государственную тайну, они, в свою очередь, не были существенно изменены.
Говоря о пробелах в уголовно-правовой охране государственной тайны, следует сказать, что на них большое внимание обращают ученые-юристы и основной проблемой на их взгляд является тот факт, что нынешний институт государственной тайны серьезно препятствует эффективному информационному обмену, а также по их взглядам на охрану государственной тайны затрачивается слишком огромное количество средств и усилий.
Хочется отметить, что законодателем постоянно делаются попытки улучшить нормативно-правовую базу охраны государственной тайны, а также проводятся другие мероприятия данного характера.
Таким образом государственная тайна всегда являлась объектом активных посягательств, и ее охрана является одной из важнейших задач государства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ