Формирование правовой культуры в условиях модернизации России

Цели и задачи

Целью работы является изучение понятия правового воспитания, выяснить с помощью чего происходит формирование данного процесса, каким образом процесс правового воспитания влияет на правовую культуру и правосознание личности.

Введение и актуальность


Говоря о правосознании, нельзя не сказать о структуре правосознания. Она состоит из двух взаимосвязанных, но при этом обособленных друг от друга понятий: правовая идеология и правовая психология. Правосознание, рассматриваемое с точки зрения идеологии, представляет собой систему различных правовых идей, ценностей, концепций, целей, взглядов, теорий и доктрин. Правовую идеологию можно назвать рациональной оценкой права, которая обосновывает и оценивает существующие правовые отношения. Ценность же правовой идеологии заключается в том, что через неё можно проследить закономерности создания, развития, функционирования государства и права.
Вторая сторона правосознания – психологическая. Данный аспект не рассматривает правовые идеи и теории, а оценивает право через чувства, эмоции, переживания, Можно сказать, дает оценку праву, полученную эмпирическим путем, находя своё отражение в психологическом настрое и восприятии права. Хотелось бы отметить, что этот психологический настрой может быть не только индивидуальным, но также и групповым или массовым. Помимо чувств и эмоций, правовая психология включает в себя такие элементы как общественный интерес и мотивы деятельности определенных социальных групп, психологический уклад (традиции, обычаи, устои, свойственные определённым социальным группам), а также представления о праве, которые выработались под влиянием определенных психологических процессов.
Ярким выражением массового психологического настроя является общественное недовольство, посредством которого граждане выражают своё отношение к правовой политике, проводимой государством. Причем следует сказать, что социальные волнения и недовольство, которые порой принимают достаточно радикальные формы (несанкционированные митинги, акции, массовые протесты) напрямую могут влиять на принимаемые властью решения. Например, отношение граждан к эвтаназии, смертной казни, легализации марихуаны или другим резонансным явлениям не могут не учитываться законодателем при принятии соответствующих решений. Психологический аспект также находит своё отражение в уголовном праве. При квалификации некоторых преступлений в расчет берется и психологическое состояние обвиняемого на момент совершения правонарушения: состояние аффекта, жестокость, невменяемость и т.д. Под психологическим состоянием подразумевается психологическое отношение правонарушителя к своему деянию и последствиям.
Эмоциональные и рациональные аспекты правосознания неразрывно переплетены между собой. Мыслительная и чувственная сферы правосознания непосредственное влияют на поведение человека и во многом определяют мотивы его действий. А реакция на право может быть, как и умственной, так и эмоциональной.
Отдельно хотелось бы сказать о видах правосознания. В первую очередь правосознание дифференцируется по степени общности или, говоря другими словами, по субъективному составу и по уровню знаний о праве, которыми владеет индивид. По степени общности выделяют массовое, групповое и индивидуальное правосознание. О массовом правосознании говорят, когда различные взгляды и воззрения получают широкое распространение. Например, мнение общества о том, что правоохранительная система работает неэффективно или же, как упоминалось ранее, мнение граждан страны касательно смертной казни или же эвтаназии. То есть массовое правосознание характерно для большего количества людей, например, граждан города. Массовое мировоззрение может иметь и глобальный характер, если определенные идеи и цели заполняют умы целых наций или всех представителей существующего общества. На различных этапах исторического развития умы общественных масс целых континентов загорались самыми разными идеями. Такое макроколлективное мировоззрение называют «общественным правосознанием». Например, правосознание российского общества обладает рядом особенностей, о которых К.Д. Кавелин писал в своей статье «Взгляд на юридический быт Древней России». Автор указывал на предопределённость этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета, которое находит своё отражение в своеобразной системе подчинения русского народа главенствующей власти. Кавелин считал, что русскому человеку свойственен взгляд на право, как на обязательные для выполнения предписания вышестоящих в системе власти людей, что характерно для государства патриархального типа.
Следующим видом является групповое правосознание. Оно отражает правосознание определенных групп населения, например, студентов, учителей, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Группы образуются по определенному признаку – этническому, возрастному, профессиональному или какому-либо другому. Групповое правосознание похоже на массовое, однако стоит их отличать. При переходе между групповым и массовым мировоззрением стираются границу между социальными группами, и образуется конгломерат из самых разных людей, которых сближают схожие взгляды и убеждения. Правосознание приобретает более глобальный характер.
Индивидуальное правосознание– это отношение к праву отдельно взятой личности. Как уже говорилось в начале моей работы, каждый индивид, являющийся частью современного человеческого общества, обладает правосознанием, то есть каждый человек выражает свое отношение к праву через эмоции, действия или же размышления. Несложно догадаться, что именно у отдельно взятой личности чаще всего правосознание является деформированным, отсталым или неправильным. Ведь повлиять на правовое мировоззрение одного человека куда проще, нежели целой группы. Однако, стоит отметить, что правосознание разных социальных групп, как правило, также не является неидеальным.
Подводя итог своим рассуждениям, следует сказать о важности правосознания в современной жизни. Право и правовое сознание переплетены между собой тонкой, на первый взгляд почти незаметной, нитью, однако на практике они оказывают активное, мощное влияние друг на друга. Право выступает источником формирования правового сознания, а последнее, в свою очередь, стимулирует право, заставляет его совершенствоваться, изменяться, повышать свою эффективность. Ведь правосознание – это отражение проводимой властью правовой политики. Именно через него можно понять отношения граждан к власти и существующим законам, действия госаппарата и должностных лиц. Здесь необходимо добавить, что «для российского общества характерен глубокий дефицит правовопонимания и правосознания». Это утверждение достаточно справедливо. Правовое сознание общества в нашей стране неоднородно и в значительной степени деформировано. В Российской Федерации по-прежнему наблюдается достаточно большой уровень преступности по сравнению с другими, более развитыми в правовом понимании странами. А уровень преступности напрямую зависит от уровня правосознания граждан. Ещё одна проблема, которая характерна для нашей страны, – это процветающий правовой нигилизм и вытекающее из него неуважительное отношения к закону и праву.

Заключение и вывод

Правосознание и правовая культура являются неотъемлемыми составляющими правового мировоззрения любого гражданина. Уровень развитости этих категорий играет очень важную роль как для самой личности, так и для всего общества. Эти понятия во много определяют деятельность человека: то какую гражданскую позицию он будет занимать, как будет относиться к правовой системе государства и к праву в целом. Для государства важнейшую роль играет именно уровень правовой культуры и развитость правового сознания населения. От этих критериев напрямую зависит благополучие всей общественной сферы.
Правосознание является зеркалом правового мировоззрения человека. То есть это совокупности взглядов, идей, представлений, а также эмоций чувств, определяющих отношение человека к праву.
Говоря же о правовой культуре, следует сказать, что оно не менее важно для общества, нежели правовое сознание. Ведь это целая совокупность моральных и материальных ценностей в области права, а также юридическая осведомленность. Она в процессе своего развития прошла множество уровней исторического развития. Достигнутый уровень правовой культуры общества обусловлен множеством взаимосвязанных процессов. И одной из важнейших задач, ставших перед нашим обществом в правовой сфере, является развитие правовой культуры всей цивилизации.
Оба понятия – правовая культура и правосознание – неразрывно связаны с ещё одним крайне важным явлением – правовым воспитанием.
Правовое воспитание – это достаточно многогранное понятие. Его можно обозначить как систему мер воспитательного воздействия на личность, как определенную функцию государства.
Правовое воспитание можно с уверенностью отнести и к системе общего воспитания личности, так как оно достаточно тесно взаимодействует и переплетается с нравственным, политическим видами воспитания. Причем играет важнейшую роль в процессе, скажем, политического воспитания. Так как процесс воспитания – вещь взаимосвязанная, и её разные формы неразрывно переплетены между собой и оказывают друг на друга сильнейшее влияние.
Состояние правопорядка, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи – все это является теми факторами, которые объясняют актуальность такого понятия, как правовое воспитание. Оно по праву должно претендовать на роль одного из главнейших разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, различных социальных и профессиональных групп. Правовое воспитание юридически социализирует личность и подготавливает её к жизни в правовом обществе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ