представление о счастье у студентов, гендерный аспект

Цели и задачи

Цель исследования – выявить особенности ценностных ориентаций студентов в зависимости от пола.

Введение и актуальность


Д.А. Леонтьев разделил ценности на 2 группы: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности идут в диаде: конкретные – абстрактные, карьера – отношения, личные – межличностные, активные – пассивные. Инструментальные так же идут в паре: этически – межличностные – карьерные, индивидуальные – подчиняющиеся – служащие другим во благо, самореализация – принятие других, умственные – эмоциональные [Леонтьев, 1992].
Определение ценности по М. Рокичу: «устойчивое убеждение в том, что определенная модель поведения или конкретная цель жизни предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем другая модель поведения, либо конечная цель жизни». М. Рокич выделил признаки ценностей:
1. Ценности зарождаются в культуре, жизни общества.
2. Ценностей, которые представляют собой достоинство человека, не много.
3. Набор ценностей у всех людей одинаковый, они отличаются только степенью важности.
4. Ценности образуют систему.
Терминальные ценности – это идеи о том, что всё цели и смыслы человека стоят того, чтобы к ним стремиться.
Инструментальные ценности – это убеждение, что выбранные способы поведения правильны и оправданы в любых ситуациях.
Ш. Шварц и У. Билски обобщили все определения ценностей из зарубежной психологии. Ими выделены ключевые факторы:

Заключение и вывод

Ценности выступают связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью.
Ценностные отношения определяются ориентацией человека на других людей, на общество, на существующие в нем идеалы и нормы.
Анализируя ценности, можно заключить, что ценности характеризуются значением и личностным смыслом. Ценность является предметом потребностей человека, а потому она может быть, как духовная, так и материальная.
Значимость ценностей можно понимать:
- в качестве вещей, которые удовлетворяют потребности человека;
- положительно оцениваемые индивидом объекты;
- критерии¸ на основании которых разные объекты подлежат оценке.
Ценности социальны и исторически обусловлены. В зависимости от прикладных целей и задач, ценности могут быть терминальными и инструментальные.
Терминальные ценности более постоянны по времени. Инструментальные ценности – это стандарты поведения.
Формирование ценностных ориентаций связано с закономерностями социального развития. При этом интериоризация, идентификация и интернализация являются условиями социализации личности, при которой происходит усвоение и реализация социального опыта.
Наиболее важными ценностями у студентов-девушек являются: семья, здоровье и развитие.
Наименее важными: новизна, равнодушие к мирским заботам, единение с природой.
У студентов-юношей наиболее важными явились следующие ценности: здоровье, семья и новизна.
Наименее важными: равенство, единение с природой, чувство общности.
Проведенный эксперимент показал, что жизненные ценности у студентов надо развивать. Поскольку они существуют в коллективе, необходимо для развития личности и жизненных ценностей создать благоприятный психологический климат.
В связи с этим, необходимы следующие рекомендации:
1. Внедрить на постоянной основе проведение тренингов по развитию личностных ценностей.
2. В целях объединения студенческого коллектива, проводить совместные мероприятия: выезд на природу, проведение соревнований и т.п.
3. Создать условия для дружеской конкуренции между студентами.
4. Индивидуальный подход к каждому студенту со стороны преподавателя. Это необходимо для того, чтобы у каждого студента вуза складывалось мнение, что они не безразличны вузу, что преподаватель следит за их достижениями и успехами.
В том случае, если данные выше рекомендации будут выполняться, мы предполагаем, что будет наблюдаться у студентов рост личностных ценностей.
В ходе работы были рассмотрены студенты разного пола и возрастов. Проведенная с ними экспериментальная работа показывает, что каждый из них в начале эксперимента имел различные ценностные ориентации. При этом наша задача была развить эти ценности и приумножить, чтобы они благотворно сказались на студентах, их учебной деятельности, которая для них является основной. Таким образом, мы доказали выдвинутую нами гипотезу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ