Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации закреплены основы конституционного строя. В свою очередь целая глава основного закона нашего государства является своего рода отправной точкой, базисом для конституционного регулирования. Вся российская правовая база направлена на развитие и конкретизацию основ конституционного строя. Применительно к системе органов государственной власти субъектов РФ принцип разделения властей раскрыт в Федеральном законе от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Что касается высшего должностного лица субъекта РФ, то правовая база, регулирующая институт высшего должностного лица субъекта достаточно обширная и многоуровневая. В свою очередь, это вызывает определенные трудности в определении и закреплении функций высшего должностного лица субъекта РФ. Следует отметить именно Федеральный закон от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором закреплено, что высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым выделив конституционно-правовой статус высшего должностного лица, обозначив его как руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и является главой субъекта РФ. Фактически, так оно и есть, но исследуя ряд конституции субъектов СКФО, можно заметить, что данное понятие достаточно четко прослеживается практически в каждом основном законе субъекта Российской Федерации. Так, в ст. 63 Конституции Чеченской Республики высшим должностным лицом Чеченской Республики является Глава Чеченской Республики, который возглавляет исполнительную власть Чеченской Республики и вправе возглавить высший исполнительный орган государственной власти Чеченской Республики — Правительство Чеченской Республики. 1 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005 Под функциями высшего должностного лица субъекта РФ понимаются обязанности этого лица, его круг деятельности. В свою очередь, следует четко разграничивать понятия «функции» и «полномочия». Под полномочиями понимаются права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом. То есть имеется в виду предоставленное право совершать определенные действия. Полномочие высшего должностного лица подтверждает определенную функцию этого лица. Если выводить понятие функции высшего должностного лица субъекта РФ по аналогии с понятием функций Президента РФ, то мы получим следующее понятие: функции ВДЛ – это обусловленные местом и ролью высшего должностного лица субъекта РФ основные направления его деятельности. Функции высшего должностного лица можно и нужно систематизировать. Под системой функций высшего должностного лица субъекта РФ следует понимать множество взаимосвязанных направлений деятельности высшего должностного лица, вытекающие из конституционно-правового статуса высшего должностного лица. Если все-таки разделить эти направления деятельности, то какие мы сможем выделить? Так, исследуя федеральное законодательство и законодательство субъекта, возможно, будет целесообразным выделить следующие функции высшего должностного лица: 1) координационная функция; 2) представительская функция; 3) политическая; 4) функция гаранта прав и свобод человека и гражданина, а также конституционного строя и территориальной целостности; 5) иные функции. Координационная функция высшего должностного лица проявляется в том, что глава субъекта обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, координируя деятельность органов исполнительной власти с иными органами государственной власти. По крайней мере, трудно переоценить роль высшего должностного лица субъекта в укреплении исполнительной власти и в эффективности ее работы, так наряду с обеспечением взаимодействия, высшее должностное лицо формирует Правительство субъектов и определяет структуру исполнительных органов государственной власти. Что касается представительской функции, то следует выделить полномочия высшего должностного лица по представительству субъекта РФ КЧР в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей. Более того именно высшее должностное лицо субъекта РФ имеет право подписывать и вести переговоры от имени субъекта РФ. Определение высшим должностным лицом субъекта РФ основных направлений внутренней политики и межрегиональных связей формирует основу политической функции. И действительно, в современных политических и социально-экономических реалиях нашей Родины глава субъекта имеет огромное значение для укрепления единства страны, ее правового пространства, формирования единой экономической и финансовой системы.Необходимо признать, что вызывают одобрение положения, выделяющие особую политическую роль главы субъекта. Помимо всего вышеперечисленного, следует отметить одну из самых важных функции, а именно функции гаранта основного закона субъекта РФ, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя и территориальной целостности. Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. На федеральном уровне Президент Российской Федерации провозглашен гарантом прав и свобод человека и гражданина и наделен соответствующими полномочиями. В субъектах РФ подобная задача должна быть возложена на высшее должностное лицо. В целях совершенствования организационно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ идея о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте защиты прав и свобод человека и гражданина требует дальнейшего развития.Подводя итоги, следует признать, что высшее должностное лицо субъекта РФ играет одну из важнейших ролей в государственном управлении. Реализуя задачи и выполняя различные функции, высшее должностное лицо субъекта РФ вносит свой вклад в укрепление единства Российской Федерации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ