Я-концепция подростка и социальное окружение

Цели и задачи

Цель исследования – изучение Я-концепции подростка и социального окружения.

Введение и актуальность


Карл Рэнсом Роджерс рассматривал самооценку через "Я-концепцию" личности. С его точки зрения, личность возникает в процессе развития, а ее ядром становятся знание индивида о себе и самооценка. В свою очередь самооценка развивается в результате взаимодействия с окружающей средой и людьми, а поведение и дальнейшее развитие человека напрямую зависят от самооценки. По его теории, внутриличностные конфликты могут возникнуть, если есть расхождения между самооценкой и оценками окружающих или расхождения между самооценкой и идеальным представлением о себе, к которому человек хочет стремиться.
Отечественная наука в контексте теории Л.С. Выготского понимает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми».
В других исследователей советского периода, таких как Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В. В. Столина, А. Г. Спиркина анализируется вопрос становления самосознания и самооценки в контексте развития личности. Самооценка у данных авторов понимается как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [22].
В литературе по изучению самооценки названы три уровня самооценки: завышенная, заниженная и адекватная.
Однако, согласно большому психологическому словарю, самооценка характеризуется и по следующим параметрам:
уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 
реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 
особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка; 
временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка; 
устойчивости и др.
По словам Г.В. Лозовой, самооценка не является полностью изученной и ученым только предстоит узнать особенности ее структуры и функционирования [23].
Трудность изучения самооценки заключается в наличии большого количества проблем методологического характера, из которых можно выделить следующие:
нахождение родового (по отношению к рассматриваемому) понятия;
определение видов самооценки (и уровней ее развития);
определение свойств самооценки и ее функций как психологического явления;
установление механизмов формирования самооценки, а также в обосновании «структуры» самооценки.

Заключение и вывод


Проведенный нами теоретический анализ показал, что образ «Я» представляет собой обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах. Часто в психологической литературе образ «Я» употребляется как синоним «Я-концепции» личности, под которой принято понимать систему представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности.
В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.
Образ Я является центральным звеном, аккумулирующим знания человека о самом себе, который складывается в процессе деятельности и общения, обеспечивая человеку единство и тождественность самого себя в свете меняющихся событий. Как психологический феномен Я-образ имеет структуру (каркас), в которой каждый элемент занимает определенное место. Профессиональное самосознание представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание посредством мотивов личности профессионала связано с профессиональной деятельностью и отражает «Я» профессионала. Сопоставляя образ профессии с образом Я, у человека складывается профессиональный «образ Я», формируется собственное отождествление (идентификация) с профессией, положительное отношение к себе и к будущей деятельности.
Таким образом гипотезу нашего исследования о том, выраженность характеристик Я-концепции у девочек данной выборки проявляется в большей степени, чем выраженность характеристик Я-концепции у мальчиков данной выборки. Что связано с реализацией девочек в межличностном взаимодействии, можно считать доказанной.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ