Правовое регулирование PR-деятельности

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть особенности правового регулирования PR-деятельности.

Введение и актуальность


Федеральный закон «О государственной тайне» [12] содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых запрещается. Этим Законом регулируются отношения, возникшие в результате отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивания или рассекречивания, а также защиты в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Особое значение в PR-деятельности имеет законодательство о защите интеллектуальных прав, которому посвящена часть четвертая Гражданского Кодекса РФ [6].
Немногие задумываются о том, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т.п. являются произведениями, охраняемыми законодательством об авторских правах». Если они создаются сотрудниками в процессе выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права – творцу.
Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговаривается в договоре с работодателем. Огромный урон может быть нанесен организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче автором всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, через некоторое время обнаружится такая же у другой компании.
В работе рассмотрены лишь самые основные законы, регулирующие PR-деятельность. Таким образом, PR-специалисту для успешной работы необходимо знать множество законов.

Заключение и вывод

В работе рассмотрено понятие и дана общая характеристика PR-деятельности, проанализирована система правовых норм регулирования PR-деятельности, рассмотрен российский опыт правового регулирования политического PR.
А также сделан анализ действующего нормативно-правового регулирования PR деятельности за рубежом.
На основе изученной литературы и проведенного анализа разработаны следующие предложения по совершенствованию российского законодательства PR-деятельности.
1. На наш взгляд, целесообразно проведение кодификации разрозненных правовых актов в области регулирования PR-деятельности и принятия Кодекса PR-деятельности. Помимо общей части, он должен содержать раздел, посвященный регулированию политической PR-деятельности.
По нашему мнению, принятие кодифицированного акта весьма значимо, поскольку будет способствовать снижению числа связанных с рекламой правонарушений. Ведь сегодня зачастую граждане, занятые PR-деятельностью, нарушают требования законодательства из-за незнания, из-за того, то нормы, относящиеся к ее осуществлению, «разбросаны» по множеству законов, изучить которые очень сложно.
В законодательстве необходимо уточнить понятие PR-деятельности, ведь сегодня существуют сотни определений, делающих акцент на разных сторонах этого явления. Однако единого, законодательно утвержденного определения понятия не существует.
Предлагаем следующее определение PR-деятельности для закрепления в Кодексе PR-деятельности:
«PR – это особая функция управления, которая способствует:
– установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач;
– помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него;
– определяет и делает особый упор на главной задаче руководства – служить интересам общественности;
– помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно;
– использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности».
Необходимо, на наш взгляд, определить понятие «ненадлежащая PR-деятельность». В этой связи предлагается:
– выделить следующие виды ненадлежащей PR-деятельности: недостоверная, неэтичная и иная PR-деятельность, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения;
– определить недостоверную PR-деятельность следующим образом: это PR-деятельность, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения или которая вводит людей в заблуждение;
– выделить заведомо ложную PR-деятельность, тем самым превратив ее в разновидность недостоверной PR-деятельности;
– определить неэтичную PR-деятельность как нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, в том числе путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов.
Как известно, нередко, особенно в ходе выборов, используются методы «черного PR». Нередко пострадавшим от этой технологии бывает трудно доказать, что их оболгали, а распространенная информация не соответствует действительности.
Поэтому, на наш взгляд, стоит дополнить российское законодательство положением, имеющимся в законодательстве США о том, что факт клеветы следует считать доказанным при наличии следующих признаков:
– диффамации (сообщения, из-за которого люди становятся объектом проявления ненависти, презрения или предметом насмешек; которое унижает их в глазах других людей; ведет к их изоляции или причиняет им вред в бизнесе, сфере деятельности или профессии);
– публикации (это означает, что порочащие доброе имя сведения появились в такой форме, в которой их могут соответствующим образом воспринять другие люди – помимо автора диффамации и истца);
– идентификации (человек, считающий себя пострадавшим, должен убедить суд, что именно он являлся «объектом нападения», например, имеется его фото, упоминается имя);
– небрежности (то есть вопрос о том, допустили ли работники СМИ небрежность в своей деятельности).
В заключение необходимо подчеркнуть необходимость соблюдения системного понимания правового регулирования такой сложной сферы, как PR-деятельность. На наш взгляд, регулирование такой сложной области общественных отношений, как PR-деятельность, должна осуществляться не только правовым способами, но и средствами саморегулирования, которые должно разработать и, главное, следовать им, профессиональное сообщество.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ