Правовая политика:понятие и признаки

Цели и задачи

Целью исследования является изучение современных проблем правовой политики России и возможностей их решения.

Введение и актуальность


Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность, санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания.
Основные элементы содержания правоприменительной политики рассмотрим в приложении 2.
Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия.
В формировании и реализации правовой политики в большей или меньшей степени принимают участие все субъекты политико-правовой жизни. От высших представительных органов государства, определяющих стратегию правовой политики, до органов управления, реализующих тактику, и до отдельного гражданина. Особая роль среди них отводится правотворческим и правоприменительным органам, которые, формируя и реализуя основные направления правовой политики, создают правовые предписания и методами убеждения и принуждения добиваются их претворения в жизнь.
В процессе формирования правовой политики определяются виды общественных отношений, которые подлежат правовому урегулированию, планируется правотворческая деятельность, задачи правоприменительным органам, разрабатываются меры по борьбе с преступностью. Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни.
Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя.
Развитие российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:
усиление координирующей роли власти на основе общенационального представительства;
борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности.
Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации (приложение 2).
Следовательно, важнейшее свойство правовой политики – ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она:
во-первых, основывается на праве и связана с правом;
во-вторых, осуществляется правовыми методами;
в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности;
в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение.
Отметим существование широкого понятийного поля в пределах понимания правового развития страны.
К разрабатываемым и уточняемым понятиям относятся: правовая жизнь, правовая реформа, правовой прогресс и другие. Тезисно охарактеризуем место и роль правовой политики в системе смежных категорий для отражения ее значимости.
Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики. Специфика правовой политики по сравнению с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования.
Иными словами, не волевых, не командно-бюрократических и тем более не силовых, а правовых.
Таким образом, современная российская правовая политика – это политика переходного периода. В этом ее специфика, и именно данной особенностью объясняются многие ее изъяны и непоследовательность.

Заключение и вывод

В ходе изучения литературных источников и нормативно-правовых актов по вопросам «Правовая политика: понятие и признаки» нами было выяснено что:
1) На наш взгляд, правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Правовая политика рассматривается как основное средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны. В структуре правовой политики выделены два направления:
а) политика в сфере права, связанная с формированием концепции юридического воздействия, подготовкой квалифицированных юридических кадров и правотворчеством;
б) политика посредством права.
2. Необходимость правовой политики связана с потребностью в постоянном усовершенствовании правового регулирования и правовой системы, чтобы они были адекватны той жизни, которая есть в обществе. Выявлено, что правовая политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем – на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.
3. Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, внедрение правовой культуры, повышение правосознания.
4. Субъектами правоприменительной политики являются органы или должностные лица государства, наделенные государственно-властными полномочиями и осуществляющие их в сфере применения права, путем управления процессами государственно-властной реализации правовых норм с целью их максимального соответствия политическим интересам, выраженным в праве. Особенности их политико-правового статуса предопределяют и их возможности по политико-правовому руководству правоприменением. Центральное место в указанной системе занимают судебные органы.
5. Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:
– преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства;
– борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
– выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
– поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
– улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
– устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
– укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.
Подводя итог степени теоретической разработки проблем, связанных с установлением пробелов в праве и законе и возможностью их восполнения в процессе судопроизводства, необходимо отметить, что на сегодняшний день они не нашли однозначного разрешения в российской юриспруденции.
В частности, пока еще не решены вопросы: о соотношении понятий «пробел в законодательстве» и «пробел в праве», о признаках и классификации пробелов в праве, о возможности и пределах восполнения пробелов в процессе судебной деятельности. В отечественном правоведении полностью отсутствует опыт разработки критериев классификации пробелов в правовом регулировании процессов реорганизации акционерных обществ и выработки единых правил и ориентиров их преодоления.
Устранение пробелов в законодательстве наиболее эффективно путем своевременного законотворчества, то есть оперативного принятия необходимого закона или иного правового акта.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ