Правонарушения в сфере социального обеспечения

Цели и задачи

Целью исследования является изучение вопросов, связанных с юридической ответственностью в сфере социального обеспечения.

Введение и актуальность


Объективная сторона выражена в форме бездействия – т.е. отказ от действий направленных на выплату заработной платы и иных выплат, которые нарушают существенные права граждан. Уголовная ответственность наступает за невыплату в течении трех месяцев, либо за полную не выплату в течении двух месяцев. Квалифицированным составом является третья часть данной статьи, которая предусматривает невыплату, которая повлекла тяжкие последствия.
Субъект преступления специальный и прямо указан в данной статье. К субъектам относятся: руководитель организации, работодатель - физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
Субъективная сторона данного преступления заключается в том, что обязательным является мотив совершения преступления, а именно корыстная и иная личная заинтересованность. Форма вины на квалификацию не влияет, но как показывает анализ нормы, оно всегда совершается умышленно.
Данная статься предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если преступление не повлекло тяжких последствий, лицо совершило его впервые, в случае, когда в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Также к притуплениям в сфере социального обеспечения можно отнести разглашение тайны усыновления (удочерения), предусмотренное ст. 155 УК РФ. Родовой объект данного преступления, совпадает с родовым объектом ранее рассмотренного преступления. Видовой объект определяется, как общественные отношения в сфере семьи и несовершеннолетних.
Объективная сторона заключается в разглашении тайны усыновления (удочерения). Разглашение может быть в любой форме: разговор, текстовое сообщение и т.д.
Субъект данного преступления специальный: лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения). К таким лицам можно отнести сотрудников ЗАГСа, врачей, работников социальных служб и т.д., которые в силу профессии знают о данном факте. Также субъект преступления может быть и общий в зависимости от мотивации.
Субъективная сторона данного преступления для специального субъекта не содержит определённых условий, т.е. теоретически может быть совершено и по неосторожности. Для квалификации важен сам факт разглашения. Для общего субъекта обязательна корыстная или иная личная заинтересованность при разглашении данного факта.
Помимо данных преступлений к сфере социального обеспечения можно отнести различные виды мошенничества, например с «материнским капиталом» иными выплатами, отказ от приема на работу или увольнение лиц предпенсионного возраста и т.д.
Рассматривая административные правонарушения, отметим, что в КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения, например разглашение информации с ограниченным доступом, непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение, нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации. Согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой трансформацию административной ответственности в уголовную.
Также можно отдельно выделить гражданско-правовые правонарушения в сфере социального обеспечения. В качестве примера можно привести положения законодательства, о страховых пенсиях, на основании которого если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений (сведения, предоставляемые для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также сведения, предоставляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета) повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ. Данные нормы закреплены в ГК РФ. Согласно данным нормам лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Однако гражданско-правовая ответственность имеет свои особенности, которые будут рассмотрены ниже.
Процессуальное правонарушение в области социального обеспечения связано с нарушениями гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Не являются процессуальным правонарушением незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, не соответствующего установленной форме, и др. Примерами таких правонарушений являются различные нарушения нормального процессуального порядка (например, сроков рассмотрения заявления, сроков на обращение с заявлением)
Подводя итог данному параграфу можно сказать, что: Виды правонарушений в сфере социального обеспечения закреплены в различных нормативно-правовых актах. Одной из проблем, можно назвать, что они закреплены разрозненно в различных главах, что характеризует различный родовой объект данных деяний. Это является проблемой при квалификации смежных составов. Также опосредованно к сфере социального обеспечения помимо специальных, можно отнести и общие составы, если деяния совершаются в данной сфере. Например, получение и дача взятки, за то, чтобы не проводить проверки по факту необоснованного увольнения сотрудника, либо различные виды мошенничеств. Если административными правонарушением либо преступлением причинен материальный вред, то можно также обратится в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованием о возмещении ущерба, убытков, и упущенной выгоды, а также морального вреда.

Заключение и вывод

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Правонарушения могут быть рассмотрены как в широком, так и в узком смысле. Правонарушение в широком смысле включат в себя все формы поведения, запрещенные законом – преступления, административные правонарушения и т.д. В узком же смысле правонарушения включают в себя лишь административные правонарушения.
Правонарушения в сфере социального обеспечения представляет собой общественно деяния, в социальной сфере, совершаемое физическими, должностными и юридическими лицами, нарушающие социальные права граждан, совершение которого влечет юридическую ответственность в виде административного наказания.
Любое правонарушение, в т.ч. в сфере социального обеспечения включает в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Особенностями правонарушений в сфере социального обеспечения можно назвать, что для их квалификации зачастую неважны факультативные элементы объективной стороны и форма вины. По конструкции данные составы чаще всего формальные, т.е. окончены с момента совершения действий.
Виды правонарушений в сфере социального обеспечения закреплены в различных нормативно-правовых актах. Одной из проблем, можно назвать, что они закреплены разрозненно в различных главах, что характеризует различный родовой объект данных деяний. Это является проблемой при квалификации смежных составов.
Также опосредованно к сфере социального обеспечения помимо отнести специальных можно отнести и общие составы, если деяния совершаются в данной сфере. Например, получение и дача взятки, за то, чтобы не проводить проверки по факту необоснованного увольнения сотрудника, либо различные виды мошенничеств.
Если административным правонарушением либо преступлением причинен материальный вред, то можно также обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованием о возмещении ущерба, убытков, и упущенной выгоды, а также морального вреда.
Юридическую ответственность в сфере социального обеспечения можно определить, как необходимость претерпеть правонарушителем лишений личного и имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целями восстановления справедливости, восстановления нарушенного права и предупреждения совершения новых правонарушений.
Субъектами правонарушений в сфере социального обеспечения являются в первую очередь должностные лица, либо руководители государственных органов ответственные за реализацию норм в сфере социальной зашиты. Несмотря на то, что выше мы рассматривали как субъектов правоотношений государственные органы в целом, субъектами ответственности они не являются. Это связано с тем, что правонарушения совершает конкретный сотрудник или руководитель, которые и несут ответственность за свои действия.
Порядок привлечения к ответственности за правонарушения в сфере социально обеспечения в принципе ничем не отличается от порядка привлечения к ответственности за иные виды правонарушений. Например, к уголовной ответственности виновные привлекаются в судебном порядке, расследование проходит в форме предварительного следствия или дознания. К административной ответственности виновные привлекаются в судебном или административном порядке и т.д.
Анализ справочно-правовых систем показал, что фактов привлечения к ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения немного, но это не говорит о том, что в данной сфере правонарушения не совершаются. Это отражает высокую степень латентности данных правонарушений, связанных, во-первых с несовершенным законодательством, а во-вторых с незнанием гражданами своих прав и способов их защиты при нарушениях.
Проблемы юридической ответственности сфере социального обеспечения связаны с множеством факторов, среди которых можно выделить тяжелые социально–экономические условия, в которых государство находится сегодня. Однако, это не повод игнорировать положения Конституции в угоду разрешения оперативных задач и снижения социального напряжения и регулировать социальную сферу по остаточному принципу.
Основная часть проблем связана с недостаточно высоким уровнем юридической техники, используемой в законах, например, невнимательность законодателя зачастую приводит к неурегулированной некоторых сфер, либо в разрозненности при их регулировании. Т.е. в целом можно сказать, что несовершенство юридической техники приводит к пробелам, коллизиям, вольному толкованию положений закона, которые влекут возможность уклонения от ответственности, что нарушает принцип справедливости.
Отдельным аспектом можно выделить профилактику правонарушений в данной сфере, которая должна включать в себя совершенствование законодательства, а также повышение правовой и социальной культуры должностных лиц и правовое просвещение населения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ