Формы продвижения чтения в библиотеках

Цели и задачи

Цель курсовой работы: изучить наиболее удачные формы продвижение чтения в библиотеках страны для дальнейшего использования в работе.

Введение и актуальность


Успешной работе национальной программы способствуют созданный в Год литературы Оргкомитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения, появляются некоммерческие организации, которые проводят много интересных и важных проектов, акций, направленные на популяризацию, поддержку чтения среди населения.

Формы продвижения чтения в условиях библиотек
Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. Одной из главным задач по продвижению чтения является создание комфортной среды для пользователей библиотеки.
Для этого необходимо комплектовать фонды библиотек преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.
На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей [11].
Немаловажный момент в создании открытого комфортного библиотечного пространства и раскрытия фондов для пользователей – это хорошо продуманная расстановка мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей. Именно расстановка и внешний вид стеллажей определяют стиль всей библиотеки.
Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками и диванчиками. В этих зонах можно создать уголки интеллектуального отдыха, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.
Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке. Особого внимания требует расстановка фонда свободного доступа. В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, необходимо «подстроиться» под них. Таким образом, создаваемые в библиотеках «многоуровневые» модели с зонами работы и отдыха максимально учитывают запросы и интересы читателей. Каждый пользователь занимает свой уровень – определенную зону «распахнутого» пространства. При этом зонирование не будет иметь «жестких» границ и каждый читатель при желании сможет свободно переходить с уровня на уровень, пока не найдет для себя самое удобное место. Он будет с удовольствием посещать ту библиотеку, где комфортно, уютно и современно [11].
В настоящее время основными задачами российские библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса.
Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки.
Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей [9].
Сегодня библиотеками страны активно используются новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них: фестивали, акции, конкурсы, литературные брейн-ринги и т.д.
Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя» [11].
Библиотека разрабатывают комплексные программы по продвижению чтения. Программы по популяризации книги и чтения реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи. Программы охватывает все стороны жизни современного человека, например, для детей создаются программы летнего чтения, популярность набирают программы семейного чтения и т.п.
Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас», «В моей семье читают»; блиц-опросы «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека» и т.д.[8]
Выставочная деятельность становится информационно более емкой, лаконичной, нешаблонной, с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок, вещей и предметов, помогающих создать образ человека или эпохи.
Библиотеки создают виртуальные выставки, которые выкладывают на своих сайтах и страницах социальных сетей; самостоятельно или совместно с читателями делают буктрейлеры, ролики о популярных книгах и авторах.
Использование инновационного подхода к работе с книгой дало возможность библиотекам повысить эффективность поиска информации. Увеличилось число библиотек, использующих в работе интернет-технологии. Библиотеки для пропаганды книги и чтения стали активней выходить в Интернет (библиотечные сайты, группы и страницы в социальных сетях). Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы.
Библиотечные сайты выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания онлайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.
Среди современных форм продвижения чтения можно выделить такие: викторина с использованием QR-кода; форма, основанная на рассказывании историй – сторителлинг; соревнование - «книжный вызов»; конкурс букслэм и другие [3].
Сегодня специалистам библиотек разработан большой выбор современных форм продвижения чтения. Каждая библиотека в зависимости от своих целей и задач, выбирает для своей работы наиболее интересные т актуальные формы продвижения чтения.

Заключение и вывод


В настоящее время любая библиотека в нашей стране занимается продвижением чтением среди населения, т.к. это является одной из основных функций и приоритетным направлением работы.
Сегодня читатель изменился, вслед за ним изменилась библиотека: она стала более открытой, активной, креативной и высокотехнологичной. Библиотеки используют в своей деятельности новые формы продвижения книги и чтения.
В настоящее время во всем мире решается проблема функциональной неграмотности населения, создаются специальные программы для решения данной проблемы. В США, в странах Европы разработаны и реализуются программы по поддержки и развитию чтения. Ведущее место там отдано библиотекам.
С 2006 года в стране реализуется национальная программа поддержки и развития чтения, в рамках данной программы в стране реализуется всероссийские акции, фестивали, конкурсы. Например, новая всероссийская акция «День влюбленных в Крылова» или уже успешная всероссийская акция «Библионочь». В реализации программы принимают участие различные ведомства, книжные магазины, издательства. Но главную роль занимают библиотеки.
Каждая библиотека в своей работе использует те формы продвижения чтения, которые доступны ей, на это влияет и материально-техническое состояние библиотеки, и финансирование, и библиотечные кадры. Но даже имея минимальные ресурсы библиотеки занимаются поддержкой чтения, организовывают тематические программы, программы летнего чтения и т.п.
Вся массовая работа библиотек – это действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, продвижение чтения среди пользователей. Для разных категорий читателей в библиотеке используется свои формы продвижения чтения, например, для детей игровые, для юношества с использованием современных технологий, например, QR-код, для пожилых людей литературные гостиные и т.п.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ