Поступки Шарикова в повести «Собачье сердце»

Цели и задачи

Цель работы: исследовать социально-политические основы поведения Шарикова в повести М.

Введение и актуальность


Булгаков любил пошутить, никогда никому не завидовал и не искал лучшей жизни. Его отличали общительность и скрытность, бесстрашие и неподкупность, сила характера и доверчивость. О романе «Мастер и Маргарита» писатель перед смертью сказал только одно: «Чтобы знали». Такова его скупая характеристика своему творению.
Гениальное произведение Булгакова «Собачье сердце» было написано всего за три месяца, в 1925 году, но обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу. Это одна из лучших книг 20-го века. Нужно было быть смелым человеком, чтобы писать о таких вещах, которые раскрыты в книге. И Булгаков был таким. В этом произведении мы видим переходный период после революции, видим, как разрушается старый мир и строится мир новый. Тот, в котором нет должного почета к образованным, воспитанным людям. Мир, в котором правят совсем другие порядки, в котором ломаются судьбы людей. Этот роман актуален и в наши дни. Не зря он внесен в список лучших книг
Название «Собачье сердце», возможно, взято из трактирного куплета, помещенного в книге А.В. Лайферта «Балаганы»:
На второе – пирог
Начинка из лягушачьих ног,
С луком, с перцем
Да с собачьим сердцем.
Название может быть соотнесено и с прошлой жизнью Клима Чугункина, зарабатывавшего на жизнь игрой на балалайке в трактирах.
Повесть готовилась к изданию в журнале «Недра». Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись «Собачьего сердца» была изъята. В первоначальном варианте книга называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», позже она получила современное название.
Идея произведения, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не пародией на правительственные круги и их политику. Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.
«Повесть «Собачье сердце», по мнению Л.Б. Каменева, это острый памфлет на современность, печатать ее ни в коем случае нельзя, вещь, в целом, недопустима», писал Булгакову Б.Леонтьев. Поскольку, во время обыска, из-за неудобного для власти содержания, рукопись была изъята, повесть не публиковалась при жизни автора. Вторая причина, по которой повесть долго не печаталась, заключалась в том, что впервые она была опубликована за рубежом. Поначалу, повесть распространялась в «самиздате». Был такой период, когда запрещенную, по каким либо причинам литературу, печатали втихаря, иногда переписывали от руки и читали, передавая из рук в руки. Каким-то образом, небрежно переписанный текст попал за границу, где и был напечатан впервые. Поэтому «Собачье сердце» стало доступно советским читателям только в 1986 году.
Все дело в том, что Булгаков придерживался здорового консерватизма и для него любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы было неприемлемым. Он был твердо уверен, что подобные эксперименты не приведут к позитивным изменениям.
В своей повести «Собачье сердце» Булгаков поднимает извечную тему идеологии и политики. Ведь при любом насильственном захвате власти и попытке изменения порядка в истории, нет никакой гарантии, что к власти не придут необразованные, неграмотные, невоспитанные люди, что приведет к непредсказуемым последствиям. Человек может чувствовать себя всесильным, но оказывается не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.
Почему Булгаков именно так назвал свою повесть? Смысл названия произведения пытались растолковать во многих вариантах. Один из вариантов - повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческий орган в тело собаки.
Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему.
Швондер – воспитанник пролетариата - группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно такие люди не знают ни жалости, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют злые сердца.
Таким образом, главная мысль повести заключается в следующем: необразованному, незрелому народу типа «Шариковых» нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент как революция, обернётся катастрофой для общества и истории.
Произведение называется «Собачье сердце», то есть автор хочет сказать, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца.
Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи злые сердца от рождения. Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас.
Их не людская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь.
Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. Профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить собаку Шарика в равного себе во всем человека. В результате получается некто Шариков. К сожалению, опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой.

Заключение и вывод


На первых порах лабораторное существо, получившееся из дворняги Шарика стараниями профессора Преображенского и доктора Борменталя, кажется смешным. В обжитой квартире рядом с двумя образованными людьми он совершает нелепые поступки вроде того, что устраивает потоп в ванной. Ему хочется помочь, ободрить и поддержать. Но с каждым днем в нем все больше обнажается «такая мразь, что волосы дыбом встают». Он полностью нарушает привычный уклад жизни создавших его людей настолько, что профессор вынужден прекратить прием пациентов. Некогда уютная и милая квартира разгромлена, в ней появляются темные личности. Профессор не в состоянии справиться с Шариковым, имеющим вполне человеческие претензии, и вынужден просить о помощи Борменталя.
У Шарикова, уже получившего паспорт и ставшего государственным служащим, оказывается «самое паршивое сердце из всех, которое существует в природе». У него отсутствуют всяческие моральные принципы и нравственные ограничения. Он просто берет то, что ему нужно в данный момент – комнату в квартире профессора или женщину, которая симпатична доктору. Для него не существует никаких ценностей, кроме своих собственных. Он способен только разрушать и уничтожать то, что дорого другим. Описание личности и поведения Шарикова настолько полно, что в этом образе без труда можно узнать некоторых людей, живущих сегодня. Шариков страшен невероятно – потому что олицетворяет собой бездуховность, цинизм, отсутствие морального стержня.
Итогом мерзких поступков Шарикова явилось то, что профессор и доктор оказывают под угрозой, это вынуждает их вернуть все на круги своя и снова превратить Полиграфа Полиграфовича в пса. Отсутствие Шарикова и вновь появление пса Шарика, профессор объясняет тем, что никому еще не удавалось пса превратить в человека, что он попытался, но у него ничего не вышло.
Итак, у повести Булгакова хороший конец. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
Добро восторжествовало. Шариков вновь превратился в безобидного и вполне симпатичного пса. Профессор понял свою ошибку и решил более не экспериментировать. В квартире вновь воцарилось спокойствие.
Булгаков, помимо философского мотива наказания за вмешательство в дела природы, обозначил характерные для него темы, заклеймив необразованность, жестокость, злоупотребление властью и глупость. Носителями этих недостатков у него являются новые «хозяева жизни», желающие менять мир, но не обладающие необходимыми для этого мудростью и гуманизмом. Основная мысль произведения – «разруха не в клозетах, а в головах».
Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Еще один момент определяет главную мысль повести, а именно, то, что нельзя вмешиваться в естественный ход жизни, однако, некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ