Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в Российской Федерации

Цель официальной публикации состоит в том, что текст нормативного акта становится доступным для всего круга заинтересованных лиц для их соответствующего ознакомления, так как данный аспект относится к числу условий применения законодательного акта, и в процессе рассмотрения споров судам часто приходится устанавливать, обладали ли субъекты права возможностью осуществления ознакомления с текстом нормативного акта либо нет.
При этом, важным становится вопрос о наличии спора о самом факте публикации нормативного акта, а не о том, где данный акт впервые был опубликован.
Бумажные носители значительно сложнее подделать, в связи с чем, в случае спора, данные носители необходимо предоставлять на рассмотрения суда в оригинальном виде. Если в процессе рассмотрения в суде дела о публикации нормативного акта представлены газета или журнал, суть спора сводится на нет.
Факт наличия спора означает, что нормативный акт не был опубликован, либо же в ходе его публикации были допущены определенные нарушения. Данный факт может также говорит о том, что субъекты правоотношений не знают, есть ли какой–либо документ, вступил ли он в законную силу и начал ли действовать.
При этом форма предоставления доказательств официального опубликования (бумажная либо электронная) выступает второстепенной.
Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» предусматривает, что под официальной публикацией федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания Российской Федерации необходимо считать первую публикацию полного текста данных актов в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте правовой информации.
Таким образом, данный законодательный акт говорит об альтернативности способов публикации: в печатных изданиях либо на официальном портале. Вместе с тем, исходя из поправок, внесенных указом Президента № 1505 от 17.11.2011 года официальной публикацией считается первое размещение полного текста нормативного акта на официальном интернет–портале, устанавливая тем самым для федеральных законов, в качестве официального источника, только интернет–опубликование.
Впрочем, расхождение в формулировках названных выше документов является традиционным.
Дополнительное неудобство в понимании и применении вызывает неполное совпадение предметов правового регулирования закона и указа, поскольку последний регламентирует публикацию лишь федеральных законов, федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания.
Однако вхождение федерального закона в предмет закона полностью исключает регулятивные возможности указа Президента. И снова данный указ вступает в коллизию с законом, что препятствует единообразному пониманию законодательства и практики его применения.
Статус портала www.pravo.gov.ru как официального источника для публикации нормативных актов определен Федеральным законом от 21.10.2011 года № 289–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
На официальном портале правовой информации размещаются: федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания по вопросам, отнесенным к их ведению ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, а также нормативные акты Президента Российской Федерации.
На данном портале также могут публиковаться и иные документы. Сомнительным, по мнению автора, является решение относительно ведения календаря публикаций, в котором отражено количество актов, принятых в конкретный день, начиная с ноября 2011 года. Данная систематизация могла бы быть полезной, если бы пользователю была бы известна точная дата публикации искомого документа.
Однако поиск, как правило, ведется не по дате появления нормативного акта на самом сайте, а по дате его принятия, в связи с чем, практическая ценность рассматриваемого ресурса существенно снижается.
Ресурс, оформленный в виде дайджеста, содержащего последние поступления нормативных актов, также представляет собой новацию, причем довольно неожиданную для официального ресурса.
Выборочные комментарии, оставленные неизвестными составителями данной описи документов, обладают случайным характером и не способны раскрыть всех положений рассматриваемого нормативного акта. В связи с официальным статусом ресурса смысл нормативного акта должен быть определен максимально точно, а его интерпретатор, определяющий наиболее существенные моменты, может упустить из внимания те, которые, по его мнению, не значительны, хотя в действительности они могут обладать принципиальным значением для иных пользователей. Такой субъективизм также снижает значение ресурса.
Весьма неоднозначным является еще один ресурс сайта — законы Российской империи. Размещение законодательства государства юридических актов, по сути, иной страны вызывает, как минимум, недопонимание.
Однако, авторами сайта не принято во внимание, что в соответствии с положениями части 2 второго раздела Конституции востребованными еще долгое время останутся СССР и РСФСР, которые продолжают свое действие в части, не противоречащей Основному закону.
В этой связи перспективным является размещение на указанном сайте именно действующих нормативных актов, а не документов не существующего сегодня государства.
Вместе с тем, размещение на портале таких официальных изданий как «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Ведомости Верховного суда Российской Федерации выступили попыткой разрешения вопроса о законодательстве, принятом до 1994 года. Но период до 1992 года, как и советское законодательство на сегодняшний момент на портале не представлены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ