Портрет читателя интернет-издания (на конкретном примере).

Наиболее близким по своей форме к современным интернет-СМИ являлся авторский проект А. Гагина «Паравозов-News» (его содержание можно охарактеризовать как заметки «обо всем и ни о чем»), появившийся в 1996 году. Работа ресурса привела к появлению многих других авторских проектов – популярных интернет-ресурсов, которые создавались одним человеком. Возможно, такие проекты стоит рассматривать как прообразы современных блогов или авторской журналистики.
А.А. Калмыков и Л.А. Каханова пишут, что востребованность авторских проектов росла до появления в интернете профессиональных СМИ (последние до 1995 г. размещали в сети только электронные копии своих номеров). В марте 1995 года стал доступен интернет-ресурс «Учительской газеты» – газеты, основанной в 1924 г. Это была первая электронная версия печатного издания в нашей стране.
В марте 1996 г. была открыта первая электронная библиотека современных литературных журналов России «Журнальный зал».
Позднее радиостанция «Серебряный Дождь» первой в Европе организовала непрерывное интернет-вещание в режиме реального времени. Эфир радио начался с уже упомянутого проекта «Паравозов-News».
В определенной степени будущее интернет-СМИ в нашей стране предопределил августовский кризис 1998 г. По мнению А.Б. Носика, все существовавшие ранее сетевые средства массовой информации нельзя было назвать популярными и организованными информационно-массовыми структурами. Тогда как в кризис интернет-журналистика стала предметом повышенного спроса и главным интересом всей интернет-общественности. Одной из причин этого является то, что традиционные СМИ в тот период не могли дать полной картины происходящего в стране, тогда как интернет-СМИ предоставляли множество актуальной информации в короткие сроки. Предположим, что в 1998 г. руководители традиционных СМИ пришли к мнению, что актуальным и современным в полной мере может считаться средство массовой информации, представленное в интернет-пространстве.
С.С. Касаткин отмечает, что на рубеже 1999-2000 гг. выборы в Государственную думу и перевыборы Президента активизировали новый период развития интернет-СМИ. Тогда появилась масса интернет-изданий, которые отличались определенными интересами в политической сфере.
В 1999 г. начинает работу интернет-версия издания «Независимая газета», стал доступен ресурс «Лента.ру». В том же году состоялось открытие интернет-сайта «НТВ.ру», где были собраны мультимедийные и текстовые материалы информационной службы канала НТВ.
1 марта 1999 года появилась первая в России ежедневная интернет-газета «Gazeta.ru». Важно отметить, что это издание не имело и не имеет печатного аналога.
Ее появление и успех привлек внимание инвесторов к интернет-СМИ России в целом. Это стало причиной развития рыночного сектора отечественных сетевых средств массовой информации в период 2000-2003 гг.
После 2004 года средства массовой информации стали активно осваивать социальные сети и блоги (сервисы «Web 2.0»). Пиком этого процесса стало появление и развитие такой социальной сети, как «ВКонтакте».
Дальнейшее бурное развитие интернет-СМИ, их распространенность, влияние на общественность предопределили необходимость создания правовой основы этой сферы деятельности. Закон «О средствах массовой информации» (принят 3 июня 2011 г.) устанавливает, что под сетевым средством массовой информации стоит понимать не любой ресурс, выходящий в интернете и предоставляющий информацию для определенного круга лиц. Интернет-ресурс может считаться СМИ только в случае, если от его владельцев поступило соответствующее заявление, и если такая организация была официально зарегистрирована.
Сегодня в интернете возможно найти массу новостных, литературных, научно-популярных и прочих СМИ. Особо востребованы новостные ресурсы, к примеру, «Лента.ру», «Медуза».
Важно отметить, что сегодня каждое средство массовой информации стремится так или иначе присутствовать в сети интернет – создавая собственные интернет-сайты, регистрируя свои аккаунты в многочисленных социальных сетях и так далее.
По мнению С.Г. Машковой, современным интернет-СМИ присущи такие особенности, как мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность. Мультимедийность – применение в рамках одного средства массовой информации как текстовой и графической, так и аудио- и видеоинформации. Так в одном продукте объединяются преимущества печатных изданий, радио и телевидения. Пример – известный в России новостной портал «Lenta.ru».
Гипертекстуальность – «возможность создания гипертекстовых ссылок, что значительно расширяет контекст материалов СМИ. Так, можно сделать гиперссылки на другие материалы по теме, на архивы и блоги, на словари и другие ресурсы интернета». Это свойство характерно для общественно-политического интернет-издания «Gazeta.ru».
Третье свойство – интерактивность – переводит взаимодействие редакции и читателя, а также читателей между собой на качественно новый уровень: оно происходит практически в режиме реального времени в одной среде.
Таким образом, рассмотренная история развития интернет-журналистики в России позволяет представлять этот процесс поэтапно:
– появление и развитие авторских проектов, что происходило примерно до 1998 г.;
– появление и развитие первых интернет-СМИ – 1999-начало 2000 гг.;
– приход в интернет-журналистику коммерчески ориентированных лиц, что становится заметным с 2000 г.;
– распространение технологии «Web 2.0» – с 2000 г. и по настоящее время.
Также сегодня заметно стремление руководства СМИ в определенном качестве присутствовать в интернет-пространстве, высокую популярность имеют новостные ресурсы. Отметим и то, что в данный момент наблюдается повсеместное создание средств массовой информации, которые характеризуют мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ