Понятие, назначение и природа выборов

Цели и задачи

Цель данной работы – комплексное исследование понятия, назначения и природы выборов в Российской Федерации.

Введение и актуальность


Всеобщность выборов предполагает, что все граждане обладают правом избирать и быть избранными, однако лишь при условии, что они достигли регламентированного законодательством возраста и не были лишены избирательного права, как, к примеру, граждане, которые признаны судом недееспособным, а также находящиеся в местах лишения свободы по судебному приговору.
Избирательным правом активного характера обладают граждане с восемнадцати лет, а пассивное избирательное право имеют в законодательные органы любого звена – граждане, которые достигли двадцати одного года. Всеобщность гарантируется также тем, что в случае не включения избирателя в избирательные списки без правомерных на то оснований, данный избиратель вправе обжаловать действия участковой избирательной комиссии в судебном порядке, после чего суд должен исследовать данную жалобу в течение двух дней.
Равными выборы признаются по той причине, что каждый избиратель обладает одним голосом и все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Удельный вес одного голоса должен приравниваться удельному весу других, то есть число избирателей в избирательном округе должно быть ориентировочно равным.
Прямые выборы предполагают, что избиратели непосредственным образом (без промежуточных этапов, к примеру, выборщики) осуществляют собственный выбор депутата.
Свободные выборы предполагают, что они основаны на независимом осуществлении гражданами собственного конституционного права избирать и быть избранными. Государство гарантирует независимое волеизъявление граждан при помощи защиты демократических норм и принципов избирательного права.
Тайна голосования предполагает, что каждый избиратель подает собственный голос свободно, не подвергаясь какому бы то ни было контролю с чьей-либо стороны. Контроль за волеизъявлением избирателей исследуется законодательством в качестве преступления и карается согласно нормам УК РФ.
Сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Избирательные системы делятся на пропорциональную и мажоритарную, которые, в свою очередь, обладают несколькими разновидностями. Мажоритарными системами принято именовать такие, которые в основание определения итогов голосования закладывают принцип большинства.
Мажоритарные системы бывают абсолютного (50 процентов + 1 голос) и относительного большинства (когда избранным признается кандидат из списка кандидатов, который набрал больше голосов, нежели каждый из его соперников в отдельности, даже если данное большинство и меньше половины). Пропорциональная система и ее виды строятся не на основе принципа большинства, а на принципе пропорциональности между завоеванными мандатами и полученными голосами.
После проведения голосования устанавливается избирательная квота, то есть наименьше число голосов, требуемое для избрания одного депутата. Согласно тому, сколько раз укладывается избирательная квота в количество раз завоеванное списком кандидатов, который выдвинула партия, такое число место в парламенте и занимает данная партия.
Принцип гласности предполагает, что подготовка и проведение выборов производятся на открытой и гласной основе. Каждый избиратель вправе во время избирательного процесса искать, получать, а также распространять сведения, непосредственно касающиеся выборов.
Финансирование мероприятий, которые связаны с организацией и последующим проведением выборов в Российской Федерации, подлежит осуществлению за счет средств бюджета государства. Помимо средств из государственного бюджета для финансирования бюджетной компании, кандидаты и избирательные объединения имеют право применять свои средства и добровольные пожертвования в рамках установленных действующим законодательством.
Принцип гарантии кандидатов и избирателей на выборах в Российской Федерации предполагает, что каждый гражданин, имеющий избирательное право, может обратиться в участковую избирательную комиссию в связи с неточностью в избирательном списке. Данная жалоба подлежит рассмотрению в течение суток. В случае отказа в избирательной комиссии он может обжаловать ее действия в судебном порядке по месту расположения этого избирательного участка. Органы государства предоставляют кандидатам на безвозмездной основе помещения для проведения и организации избирательной компании. Нарушители прав кандидатов и избирателей несут правовую ответственность согласно действующему законодательству.

Заключение и вывод

Избирательный процесс призван регулировать деятельность субъектов публичных правоотношений по образованию законных органов публичной власти на разных уровнях (органы местного самоуправления, органы государственной власти, а в определенных случаях – органов территориального общественного самоуправления). Избирательный процесс дает возможность обеспечить связь непосредственной демократии с представительной. Посредством избирательного процесса подлежат реализации конституционные права граждан принимать участие в государственном управлении непосредственным образом и через избираемые ими органы.
Избирательный процесс является одним из базовых институтов избирательного права, признающегося подотраслью конституционного права. Он включает нормы права, установленные Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, другими актами нормативно-правового характера, наиболее важными из которых признаются акты, которые принимаются избирательными комиссиями.
К главным стадиям избирательного процесса следует отнести: назначение выборов; регистрация избирателей и составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов; сбор подписей избирателей (внесение избирательного залога); регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; определение итогов голосования и результатов выборов; опубликование итогов голосования и результатов выборов; выдача депутатского мандата и документа, подтверждающего избрание лица на выборную должность.
По отношению к выборам в законодательные органы власти государства субъектов РФ считаем недопустимым на данный период времени применение федеральной модели, а за муниципальными образованиями, по нашему мнению, должно сохраняться право независимого избрания населением электоральной формулы.
Думается, что имеющаяся проблема стабильности избирательного законодательства признается следствие отсутствия научной базы регулирования избирательных правоотношений. Мы считаем, что в будущем необходимо принять кодифицированный акт, а на данный момент следует усовершенствовать действующее законодательство.
По этой причине, мы считаем, что необходимо внести следующие изменения: предоставить Центральной избирательной комиссии право законодательной инициативы, наделить ее правом запроса в Конституционный Суд РФ; на законодательном уровне определить дополнительные требования к членам избирательных комиссий – наличие юридического образования либо учетной степени в правовой области для секретарей, председателей и заместителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; голосование по почте вводить при непосредственном согласовании с Центральной избирательной комиссией РФ, ввести ограничение избирательных прав для всех лиц, которые считаются судом виновными в совершении преступного деяния, и лиц, которые были признаны судом ограниченно дееспособными.
Мы придерживаемся мнения, что дальнейшее результативное и поступательное развертывание демократического потенциала избирательной системы Российской Федерации невозможно без создания теоретической концепции на современном этапе развития, учета как российского опыта нормативного регулирования выборов, так и международных избирательных стандартов в их проведении и организации, адекватно отвечающим тем процессам в социально-политической сфере, обуславливающие осуществлением кардинальных реформ общественного и государственного устройства РФ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ