политический плюрализм и общественные объединения в РФ

Цели и задачи

Целью данной работы является рассмотрение политического плюрализма и общественных объединений в РФ.

Введение и актуальность


Принимая во внимание организационный признак, партии могут быть массовыми и кадровыми. Массовые партии являются многочисленными объединениями, имеющими сложную организационную структуру, постоянное членство. Формирование кадровых происходит вокруг группы лидеров, и для них присуща аморфность партийной организации, отсутствие фиксированного членства.
Принимая во внимание отношение к осуществляемой политике, партии могут быть правящими и оппозиционными (от лат. opposi-tio - противопоставление).
Необходимо подчеркнуть, что партиям, как добровольным политическим организациям, отводится роль посредника между обществом и государством. Наиболее полное и конкретное проявление данной роли происходит в их функциях.
На основании практики избирательных систем можно сделать вывод, что, несмотря на множественность политических партий, только у некоторых из них есть шанс одержать победу на выборах. Обычно соперничество происходит между наиболее влиятельными партиями. Между ними происходит формирование определенных отношений – механизма взаимодействия, и борьбы партий за то, чтобы получить и реализовывать власть. Он именуется системой партийной власти или партийной системой. Принимая во внимание образное выражение политолога из Франции М.Дюверже, партийная система является стабильным ансамблем партия, которые продолжительное время являются участниками дележа и осуществления власти.
На сегодняшний день для демократических государств характерно формирование двух типов партийных систем: двухпартийной и многопартийной.
Двухпартийной является та система, при которой реальным ведением борьбы за власть занимаются только две партии. Причем одна из них получит большинство избирателей, и большинство мест в парламенте, другая же будет представлять собой меньшинство. Однако права меньшинства не только не снижаются, но и защищаются в использованием сложившихся традиций и нормативных документов. К примеру, во время того, как проводятся парламентские дебаты, у меньшинства появляется возможность выступления только по тому или иному вопросу, на участие в голосовании и т.п. В основе двухпартийной системы чаще всего находится мажоритарное избирательное право. Роль примера двухпартийной системы отводится США, где только республиканская и демократическая партия попеременно являются победителями выборов.
Формирование многопартийной системы чаще всего происходит в результате влияния пропорциональной избирательной системы. Здесь ведением борьбы за победу на выборах занимаются несколько однопорядковых, принимая во внимание влияние, партий. Результатом раздробленности политических сил является необходимость искать компромисс и объединяться. Происходит формирование партийных блоков и межпартийных коалиций. Последние иногда могут быть представлены 5-6 партиями, которыми в результат сложения собственных парламентских голосов и происходит обретение большинства.
Необходимо акцентировать внимание на том, что не нужным видится отождествление многопартийной системы с однопартийной системой, где монопольным правом на власть обладает только одна партия. Следует отметить существование замаскированной однопартийности. Такая система характеризуется хоть и допуском партий к политической жизни, однако они – проводники воли правящей партии и не ведут борьбу с ней за власть. Действие однопартийных систем происходит в условиях тоталитарных и авторитарных режимов.
Партиями преимущественно занимаются разные позиции относительно осуществляемой правительственной политики. Находящимся в меньшинстве отводится роль оппозиции. Со стороны конструктивной оппозиции осуществляется критика всего, с чем она не согласна, а также поддержка правильных, по ее мнению, действий правительства. Она рассматривается в качестве противовеса для правящей элиты, сдерживает ее от того, чтобы принимать непродуманные решения.

Заключение и вывод

Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в РФ на протяжении периода 90-х годов, коренным образом изменили характер развития гражданского общества. Такими процессами, безусловно, являются: переход к рыночным отношениям в экономике, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов суверенитета и народовластия, зарождение основ для создания правового государства.
Как свидетельствует мировой опыт, наличие стабильного гражданского общества является необходимой предпосылкой для создания действительно демократического государства: без организованной, структурированной, готовой к диалогу общественной среды, сами демократические институты власти беспомощны, так как не имеют основы для эффективной реализации своих целей. К сожалению, в России в силу особенностей исторического развития нельзя рассчитывать на политически активное гражданское общество, существующее в качестве предпосылки развития демократии. Особенность современного этапа развития страны состоит в том, что становление гражданского общества и построение нового демократического государства идут одновременно, и поэтому оба процесса тесно переплетаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Можно выделить две стороны в процессе взаимоотношений государства и гражданского общества, характерных для политической и экономической ситуации в Российской Федерации в период 90-х годов.
С одной стороны, само общество, освободившись от жесткого государственного контроля, испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через неполитические гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом.
С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.
Нужно отметить, что в реальных политических и социально-экономических условиях право граждан участвовать в управлении государством не всегда реализуется эффективно. Сложность, неоднозначность и многоплановость общественных процессов, происходящих в Российской Федерации, порождает необходимость многостороннего, дифференцированного подхода в процессе урегулирования данного круга общественных отношений нормами конституционного права.
Общественные объединения как основной элемент осуществления конституционного права граждан на объединение играют важнейшую роль в процессе реализации механизма народовластия. Их роль чрезвычайно высока при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, круг общественных отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на объединения, а также отношений, возникающих в процессе функционирования общественных объединений, крайне широк. Изучение круга вопросов, связанных с особенностями конституционно-правового статуса общественных объединений, приобретает сегодня особую актуальность, так как способствует качественному повышению уровня нормотворчества в этой области, а также повышает эффективность правового регулирования данных общественных отношений. Политический плюрализм (многообразие) означает свободу политических мнений и политической деятельности, осуществляемых в рамках объединения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ