Финансовая система СССР в период после Второй мировой войны

Цели и задачи

Целью курсовой работы является исследование финансовой системы СССР в период после Второй мировой войны.

Введение и актуальность


В целом необходимость изменений в финансовой системе была вызвана условиями, в которых находилась страна после войны. Война унесла 27 миллионов жизней. Экономика страны, особенно в районах оккупации, была полностью подорвана: полностью или частично разрушена в 1710 городах и городских поселениях, более 70 тысяч деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железных дорог, 75 миллионов человек остались без крова. Фокус на военное производство, необходимый для достижения победы, привел к значительному обнищанию ресурсов населения и сокращению производства товаров народного потребления.
Во время войны резко сократилось количество жилья, а жилищный фонд страны был частично разрушен. В стране была низкая заработная плата, острый кризис жилья, вовлечение все большего числа женщин в производство и многое другое.
В марте 1946 года сессия Верховного Совета СССР утвердила пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства за 1946-1950 гг.
За годы четвертой пятилетки объем капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. долларов.
Отличительной особенностью послевоенного периода было сочетание реставрационных работ с новым строительством промышленных предприятий. В освобожденных от нацистов республиках и регионах началось строительство 263 новых предприятий. Среди них такие крупные объекты, как «Курский завод резиновых изделий», «Минский автомобильный завод», железнодорожно-балочная мельница и цветущая мельница на металлургическом заводе «Азовсталь» и т. Д. Масштабы и темпы реставрационных работ и нового строительства были такими, производительность производства в важных секторах экономики к концу пятилетнего периода была выше, чем до войны. Так, уголь был произведен на 57% больше, чем в 1940 году, нефть - на 22%, производство черных металлов увеличилось на 45%, продукция машиностроительных заводов - в два раза.
Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.
Первые экспериментальные сборные дома были построены в 1948 году в Москве, на горе Сокольника и Хорошевского шоссе, разработанные соответственно «Газстройпроектом» (с участием Академии архитектуры СССР) и «Мосгорпроект». Опыт считался успешным, и Совет Министров СССР от 9 мая 1950 г. № 1911 «О снижении стоимости строительства» был инициирован по проекту первых высокоматеризированных заводов.
Крупномасштабный переход к новым прогрессивным решениям в области строительства начался с Указа ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», который предусматривает для строительства 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организации производства деталей на 200 мест полевых типов. Чтобы обеспечить крупномасштабное жилищное строительство в 1954 году, необходимо было провести огромную работу, начатую в 1948 году, когда И. С. Сталину была отправлена ​​ делегация экспертов для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.
После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937—1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность.
Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.
Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства.

Заключение и вывод

В послевоенные годы советские финансы как полезные изменения в структуре общественного продукта. Увеличение доли промышленности в производстве всего общественного продукта. Значительно увеличился темп роста национального дохода страны. В 1949 году доход увеличился на 17%, а в 1950 году - уже на 21% предыдущего года (1949-1950 гг. Ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, значительная экономия затрат всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, улучшение структуры общественного продукта, развитие производства способствовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и быстрому развитию государственного бюджета СССР, который в годы послевоенной пятилетки увеличилось с 325 до 422 миллиардов.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала денежная реформа 1947 года. В годы войны в результате огромных военных расходов и бюджетного дефицита правительство было вынуждено прибегнуть к денежному вопросу. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты, чтобы подорвать экономику СССР, ввели в оборот немало поддельных денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении находилась денежная масса, в 3,8 раза довоенная и превышала потребности национальной экономики, в результате чего покупательная способность рубля снизилась.
Важнейшим событием этого периода была денежная реформа 1947 года, которая была организованной системой оптовых и розничных цен, денежного обращения, сбережений населения. В частности, реформа привела к обмену наличными (старый был 10 руб. На 1 руб.). Уменьшение крупных депозитов (более 3 тыс. Руб.) В сберегательных банках, а также конвертация старых кредитов, распределенных между населения в единый новый заем. Отменили карточную систему. Уровень розничных цен был увеличен примерно в 3 раза по сравнению с довоенным. Реформа способствовала укреплению финансовой системы и подъему экономики.
Для развития самофинансирования, укрепления товарно-денежных отношений в экономике, восстановления советского рубля роль денег пришлось вывести из обращения избыточной денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Выделяемые в 1946-1950 годах из государственного бюджета были основным источником финансирования для восстановления отраслей экономики, их технического перевооружения - 708,4 млрд. Рублей. Восстановление секторов экономики было связано с трудностями национальной экономики в послевоенные годы. Среди них нехватка рабочей силы, строительных материалов, оборудования и сырья.
Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ