Политическая система современной России в условиях модернизации

Цели и задачи

Целью данной работы является анализ политической системы современной России в условиях модернизации.

Введение и актуальность


Особое значимое место в политической системе занимают политические партии, создаваемые в целях политической деятельности, участия в избирательных компаниях, в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Существование различных политических партий, с различным мировоззрением и программами, отвечает принципам правового демократического государства, в котором многопартийность и отсутствие господствующей идеологии является его естественным состоянием.
Также в России XXI века огромное значение имеет Президент. Наша страна – президентская республика, в которой, как уже говорилось ранее, действует принцип разделения властей, в котором институт президента страны не нашел своего места, однако, он играет незаменимую роль в жиз-ни государства и очень тесно связан с деятельностью всех ветвей власти, так как именно он координирует их деятельность и служит связующим звеном между ними. Основные направления внешней и внутренней политики также определяет Президент. Он избирается на 6 лет, а также одно лицо не может избираться на данную должность более двух сроков подряд. Глава государства – главный гарант соблюдения положений Конституции.
Законодательная власть в Российской Федерации представлена в виде двухпалатного парламента – Федерального Собрания. Нижняя палата (Государственная Дума) избирается путем всеобщего голосования сроком на 4 года. В ее ведении находится принятие законов РФ. Верхняя палата является представителем интересов субъектов России. В ее ведении находятся законы, принимаемые Государственной Думой, которые несут в себе определенную тематику, например, вопросы федерального бюджета либо федеральных налогов и сборов.
Правительству России принадлежит право осуществления исполнительной власти. Оно назначается Президентом РФ. Одной из важнейших его функций является управление хозяйством страны, то есть проведение государственной политики в сфере финансов. Именно Правительство занимается разработкой федерального бюджета. Что же касается главы правительства, то он назначается Президентом и утверждается Государственной Думой, им является премьер-министр или председатель правительства.
Судебная власть представляет собой разветвленную систему судов разных уровней, так Высшим судебным органом в России являются Верховный Суд РФ, отдельно стоящей инстанцией является Конституционный суд РФ.
Необходимо обратить должное внимание на место органов местного самоуправления в России. Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).
В целом следует отметить, что на текущем этапе развития политической системы России существует немалое количество институтов гражданского общества: некоммерческие общественные организации, общественно-политические движения, общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы и так далее. Все они оказывают влияние на осуществление политической власти. Для более тесного взаимодействия с гражданским обществом существует множество структур: Общественная палата РФ, институт Уполномоченного по правам человека, различные советы при Президенте РФ, общественные советы при органах власти, общественные комиссии.
Таким образом, в настоящее время политическая система России включает в себя самые разнообразные институты и ее элементы находятся все еще в процессе развития.

Заключение и вывод

Анализ проведенного в настоящей работе исследования сформулировать следующие выводы.
На современном этапе российских реформ политическая система выступает важным инструментом обновления общества и государства, экономического, технологического, социокультурного укладов жизни. В свою очередь, модернизация самой политической системы требует учета и более последовательного отражения в конституционном регулировании проводимой государством правовой политики.
Реформированию подлежат не только отдельные элементы российской политической системы, но и политическая система в целом. Это касается практической реализации таких конституциональных принципов, как: народовластие, политическое многообразие, многопартийность; развитие местного самоуправления; широкая демократизация основ общественной жизни, включая развитие форм прямой демократии, государства и отечественного конституционализма и т.д.
Отдельно могут быть поставлены и решены в процессе реформы политической системы вопросы конституционно-правового статуса правящих партий и оппозиционных партий; правительства, создаваемого на однопартийной и многопартийной основах; повышения уровня политической конкуренции и качества народного представительства; развития таких институтов гражданского общества, как общественные объединения и саморегулируемые организации и т. д. Это может быть осуществлено при помощи конституционных стимулов и ограничений усиления конституционно-правовой ответственности органов власти и т. д.
Понятие политической системы ввиду его особой важности нуждается в конституционном закреплении. Ему может быть отведено место в тексте Конституции РФ наряду с основами конституционного строя, правами и свободами человека и гражданина. При этом политическая система общества – это сложная социальная система, созданная и развивающаяся на основе конституции и законодательства, имеющегося опыта конституционно-правового строительства в стране. Это совокупность взаимодействующих между собой и вовне (на международной арене) различного рода институтов – государства, политических партий, гражданского общества, местного самоуправления, целью которых является реализация на практике конституционных принципов народовластия, социального государства, политического многообразия, многопартийности, демократического развития, соблюдения прав человека и т. д.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ