Показатели и эффекты индивидуального спроса

Цели и задачи

Цель моей работы – рассмотреть индивидуальный спрос и его эффекты.

Введение и актуальность


Потребительские вкусы. К благоприятным для данного продукта изменениям потребительских вкусов или предпочтений, вызванное в первую очередь рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос также возрастет по каждой цене. К неблагоприятным перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшения спроса и смещение криво спроса влево. Следовательно, что технологические изменения в виде появления нового продукта также способны привести к изменению потребительских вкусов. Приведем пример, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки. 
Число покупателей на рынке. Бесспорно, что увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса. А уменьшение их числа приводит к сокращению. Пример, повышение рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Кроме того увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинские услуги, на места в дома для престарелых людей и клиниках.
Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары спрос, на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Все продукты относятся к нормальным товарам, но существует несколько исключений. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на товары низшего класса, например подержанные автомобили. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает, при снижении доходов, называются товарами низшей категории. 
Цены на товары. Данный фактор является неценовым, так как предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.
Различают условно три группы "других" товаров:
нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.
Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.
Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).
Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.
Поведение цены на сопряженный товар зависит от того, является ли этот родственным товаром заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, то есть они сопутствуют друг другу, то есть, спрос на них предъявляется сразу же, и спрос на них сопряженный. Например, при снижении цены на бензин повышается использование автомобиля, а соответственно, увеличенный пробег вашего автомобиля приведет к повышению спроса на моторное масло.
Потребительские ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов: как будут вести себя цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
Эндогенный спрос (внутренний спрос) – образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим образом  где:
 — величина единичного спроса на товар;
  - это цены и рассматриваемого и иных товаров и услуг;
 — доход потребитяля;
 — ожидания потребителя относительно будущей цены;
 — доходы потребителя;
 — количество покупателей;
 — предпочтения и вкусы потребителя;
 — иные факторы.
Если факторы, влияющие на величину единичного спроса неизменны для определенного промежутка времени, то можно из функции единичного спроса перейти к следующей функции спроса от цены: .
Изменения, происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара, всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.
Изменения спроса и величины спроса
При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров. На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривого спроса из точки (стрелка №1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

Рис. 4 изменение спроса

Заключение и вывод

Данная работа рассматривает изучение индивидуального спроса и его особенностей. Таким образом спрос – это актуальная тема, которая затрагивает рассмотрения таких понятий как факторов спроса, изменение спроса, и тенденций спроса в экономики. Приведенные исследования доказывают актуальность и важность проблемы изучения индивидуального спроса на товары народного потребления в современных условиях рынка. Далее были рассмотрены понятия спрос и потребительский выбор. В рамках данного вопроса был рассмотрен закон спроса при осуществлении выбора в зависимости от его дохода.
В результате данной работы были четко выделены теоретические основы индивидуального спроса; был проведен анализ потребительского спроса в Российской Федерации, выявлены факторы, влияющие на спрос потребителей. Были также рассмотрены исключения из классической теории спроса, такие как спрос на товар «Гиффена. Такие товары – это товары, имеющие низкую цену, относительно нормальных товаров, и в случае повышения на них цены их потребление растет. Парадокс Гиффена проявляется в периоды кризисов. Товарами Гиффена как правило становятся продовольственные товары.
Также были рассмотрены два эффекта, которые влияют на потребительский спрос – это эффект замещения и дохода. Эффект замещения – это такое изменение структуры в потребительском спросе, в результате которого смена цены одного из товаров, вошедших в набор потребителя без учета эффекта дохода. Эффект дохода, который описывается, как определенное воздействие, которое оказывает на потребительский спрос в зависимости смены реального дохода, вызванного благодаря изменению в цене продукта без учета эффекта замещения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ