«План финансов» М.М. Сперанского, его значение для финансовой системы России

Цели и задачи

Целью курсовой работы является исследование финансовых реформ М.

Введение и актуальность


В «Плане финансов» Сперанский подробно рассмотрел экономические проблемы государства, разработал теоретические основы финансовых и денежных реформ, формирования бюджета. Его целью было приспособление состояния финансов к новым требованиям, которые начинали проникать во все сферы хозяйствования. В работе над «Планом финансов» Сперанский использовал теоретические наработки, сделанные в этой сфере до него известными экономистами М.А. Балугьянским, Ф. Вирстом и Л.К. Якобом.
Отметим, что Сперанский использовал в названии документа термин «финансы», который в то время встречался довольно редко, однако присутствовал в лексиконе государственного деятеля, в том числе и во множестве других его работ. Причем именно в финансах Сперанский видел основную причину государственного и экономического кризисов.
«План финансов» был раскрыт в двух частях. Первая часть включала необходимость принятия мер и первоочередные меры со способами их реализации на 1810 год, например, такие как:
прекращение эмиссии ассигнаций;
сокращение государственных расходов и усиление контроля за ними;
введение новых налогов и т.д.
Во второй части было рассмотрено устройство финансов на более поздний срок. Были также рассмотрены принципы организации финансов страны в целом, в частности четыре отделения:
расходы;
приходы;
монетная и кредитная системы;
управление.
Значительный акцент был сделан на вопросах управления государственным бюджетом, достижения его сбалансированности.
В своем плане Сперанский развивал мысль о превращении ассигнаций, масса которых постоянно увеличивается, в своеобразный налог для общества с разной степенью тяжести на различные части населения. Государственный деятель отметил, что основные потери от него легли на:
казну, получавшую фиксированные суммы податей. Их сумма не была скорректирована из-за падения курса ассигнаций, а казна расходовалась все больше в связи с ростом товарных цен;
получателей жалованья, пенсий и других фиксированных выплат от казны, поскольку суммы выплачивались ассигнациями по их номинальной цене;
частных лиц, вступивших в договоры займа в качестве займодавцев, поскольку условия договоров были составлены по одной цене ассигнаций, а выполнялись по цене, которая оказалась существенно ниже. Таким образом, реальная плата оказалась ниже обусловленной договором.
Сперанский высказал опасение о том, что в случае долгого сохранения такого финансового положения, все государственное устройство будет полностью расстроено.
По мнению Сперанского устойчивого улучшения финансов можно достичь за счет равновесия в бюджете, бережливости в расходах и упорядочения государственных долгов. Он считал, что в первую очередь следует сократить государственные расходы и «привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии», а также прекратить эмиссию ассигнаций.
«План финансов» подразумевал проведение денежной реформы путем:
изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций;
учреждения нового эмиссионного банка.
В распоряжении эмиссионного банка должен был быть достаточный запас серебра для обеспечения новых банкнот, планируемых к выпуску в обращение. Кроме того, планировалось улучшение организации монетной системы страны, основой которой должен был стать серебряный рубль.
Положения «Плана финансов» свидетельствуют об отрицательном отношении Сперанского к неразменным бумажным деньгам. Он считал, что их обращение в стране необходимо ликвидировать. «Ассигнации суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги».
Правительство восприняло документ с некоторым сомнением. Император Александр I план одобрил, однако был нерешителен в его осуществлении. Тем не менее, вскоре началась работа по реализации некоторых положений «Плана финансов».
Идеи Сперанского частично были учтены в манифесте 2 февраля 1810 г., который признавал тяжелое финансовое положение страны. В соответствии с манифестом все ассигнации в обращении объявлялись государственным долгом, обеспеченным всем богатством государства. Их дальнейший выпуск было приказано прекратить и объявлено о решении погасить указанный долг за счет заключения внутреннего займа. В том же манифесте было объявлено правительством об увеличении податей и налогов с целью увеличения доходов государственного бюджета.
Чтобы постепенно погасить государственный долг по ассигнациям, в мае 1810 года манифестом объявили о выпуске внутреннего облигационного займа на сумму не более 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу составил 6% годовых. Достоинство выпущенных облигаций составило от 1000 ассигнационных рублей, срок – 7 лет, уплата была возможна в серебряных рублях или в пересчете на золото. Специально созданная по предложению Сперанского Государственная комиссия погашения долгов занималась выплатой доходов по облигациям, и их выкупом.
Отметим, что заем был неуспешен и реализован всего лишь на 3,2 млн. рублей, что объяснялось, прежде всего, дефицитом свободного долгосрочного капитала. По этой причине и ряде других причин в марте 1812 года Сперанский был отстранен от государственных дел и реализации «Плана финансов». Многие из его предложений остановили свое развитие на стадии проектов. Тем не менее, внимательное прочтение его экономических трудов расширяет представление о российской истории денежного обращения.

Заключение и вывод

Цель курсовой работы достигнута. На основе исследования финансовых реформ М.М. Сперанского была определена их значимость для современной российской финансовой системы. Сперанским впервые были раскрыты основные принципы построения бюджетной системы. Сперанский предложил и закрепил в финансовой науке и бюджетном законодательстве основные принципы эффективной бюджетной политики. В настоящее время сходство базовых теоретических положений «Плана финансов» Сперанского и Бюджетного кодекса РФ, принятого в 1998 году, является очевидным.
В ходе работы были решены поставленные задачи:
проведен анализ состояния российских финансов в начале XIX века. Финансы государства в тот период находились в упадке – рост военных расходов, чрезмерная эмиссия ассигнационных рублей, и последовавшее падение их курса, рост дефицита государственного бюджета явились катализатором для назревающих финансовых реформ;
раскрыто содержание программы реформирования российских финансов М.М. Сперанского. Сперанскому как известному государственному деятелю, чьи взгляды были интересны императору, было предложено решить финансовые проблемы, приобретающие огромный масштаб. В результате идеи Сперанского, включающие такие меры балансирования государственного бюджета как прекращение эмиссии ассигнаций, сокращение государственных расходов и усиление контроля за ними, введение новых налогов и прочие меры частично были учтены в манифесте 2 февраля 1810 г., который признавал тяжелое финансовое положение страны;
обобщены критические взгляды на меры «Плана финансов» М.М. Сперанского, широко обсуждаемые современниками и современными экспертами. Сперанского критиковали промышленник В. Щеткин, текущий министр финансов Ф.А. Голубцов, историк и государственный деятель Н.М. Карамзин и др. Реформатора поддерживали министр коммерции Н.П. Румянцев, а также экономисты, развивавшие классическую экономическую теорию, в частности, профессор Л.Г. Якоб;
определено историческое значение «Плана финансов» М.М. Сперанского для современной России. Он внес огромный вклад в развитие отечественной системы государственных финансов, определил принципы их эффективного функционирования, актуальные в России и по сей день.
В целом, многие идеи Сперанского не потеряли свою актуальность в переходный период российской экономики, осложненный кризисными экономическим явлениями.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ