Перестройка внешнеэкономической деятельности стран и её влияние на таможенную политику 1985-1990

Цели и задачи

Цель исследования: рассмотреть перестройку внешнеэкономической деятельности стран и ее влияние на таможенную политику в 1985-1990гг.

Введение и актуальность


Таково было наследство, полученное Российской Федерацией в области внешней торговли от СССР. Развитие внешнеэкономической деятельности России в 90-х годах 20-го века происходило в чрезвычайно сложных условиях нарастающего кризиса в экономике, вызванного как фундаментальными трансформациями экономической системы народного хозяйства, так и обострениями трудностей переходной экономики, обострившимися. нестабильностью внутриполитической ситуации в стране. Переход к рыночной экономике, участие России в мировой экономике сделали ее зависимой от происходящих в ней процессов, что негативно сказалось на ослабленной экономике.
Согласно некоторым соглашениям, в реформе либерализации внешнеэкономической деятельности можно выделить четыре этапа: первый этап (конец 1991 года - первая половина 1992 года) включал такие меры либерализации, как снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении строгие количественные и тарифные ограничения на экспорт топлива и товаров; частичная либерализация обменного курса при установлении специального курса для расчетов с бюджетом и сохранения субсидий на важнейший импорт; отмена импортных ограничений. Второй этап либерализации внешнеэкономической деятельности (вторая половина 1992 года) был связан с установлением особого порядка вывоза стратегически важного сырья, экспортный контроль которого охватывал до 70% российского экспорта. Третий этап (1993-1994 гг.) Означал переход к методам тарифного регулирования, постепенное снижение роли количественных ограничений. Основная роль во внешнеэкономической деятельности отводилась предприятиям всех форм собственности. На этом этапе вступили в силу новые важные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России, в том числе Таможенный кодекс, Закон о таможенном тарифе и другие.
Развитие внешнеэкономической деятельности России в 90-е годы XX века происходило в чрезвычайно сложных условиях нарастающего кризиса в экономике, вызванного как фундаментальными преобразованиями экономической системы народного хозяйства, так и трудностями переходной экономики, усугубляемыми нестабильность внутриполитической ситуации в стране. Переход к рыночной экономике, вовлечение России в мировую экономику сделали ее зависимой от происходящих в ней процессов, что негативно сказалось на ослабленной экономике (например, влияние мирового финансового кризиса 1997-98 годов, который был одним из из причин событий августа 1998 года - девальвация рубля и дефолт по основным видам государственного долга).
Существенными проблемами в сфере внешнеэкономической деятельности страны являются недостаточное развитие экспорта услуг, преобладание экспорта сырья, небольшая доля прямых инвестиций, как иностранных, так и российских. В настоящее время происходит дальнейшее развитие системы управления внешнеэкономической деятельностью в России.
Кризис экономической системы государственного социализма, отраженный в недостаточном и неэффективном развитии внешнеэкономической деятельности, обусловил необходимость ее реформирования.
Необходимость коренного реформирования внешнеэкономической деятельности была вызвана рядом обстоятельств, в том числе: государственная монополия внешней торговли создала изоляцию прямых экономических субъектов от мирового рынка и сделала невозможным использование ими преимуществ международного разделение труда; предприятия, особенно обрабатывающая промышленность, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, поскольку вся экспортная выручка была полностью централизована государством; экспорт был в основном остаточным и преследовал только одну цель - получение валютной выручки; импорт, особенно в период «застоя», в 70–80-х годах XX в. Это не было экономически оправдано, в основном импортировались товары народного потребления и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления; Изоляция от мирового технологического рынка, концентрация новейших технологий в военно-промышленном комплексе сделали отечественные товары неконкурентоспособными, особенно машиностроительную продукцию и ряд других факторов.
Международный опыт, а также особенности отечественной экономики (включая высокую степень ее милитаризации и монополизации, неразвитость рыночных структур, техническую отсталость гражданского сектора и его низкую конкурентоспособность, неразвитую номенклатуру экспорта) диктовали необходимость поэтапной и выборочной либерализации внешнеэкономических связей, и, что особенно важно, использование государством широкого арсенала средств его регулирования. Только полагаясь на активную роль государства, можно было придать этому процессу целенаправленный, управляемый характер, объединить национальные, региональные и предпринимательские интересы.
На практике, однако, в России был выбран другой метод проведения внешнеэкономической реформы с целью быстрой денационализации внешнеэкономической деятельности, форсирования открытия национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. В результате либерализация внешней торговли в России стала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами в отсутствие целостной, научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики с участием производителей, игнорируя при этом игнорирование принципы этапности и селективности.
2.Таможенная политика во время и после перестройки внешнеэкономической деятельности стран

Заключение и вывод

Анализ исследования показал, что ключевой проблемой таможенной политики большинства современных государств является правильный выбор ее основных приоритетов. Государственное регулирование, осуществляемое в оптимальных пропорциях, похоже, может привести к желаемым результатам в этом выборе. Поэтому необходимо разработать и принять долгосрочные целевые программы национального масштаба для каждой из основных приоритетных областей, подробно изложив условия решения конкретных проблем, объемы и источники финансирования.
Кроме того, говоря о государственной таможенной политике, следует помнить, что независимо от того, насколько четко и четко прописаны ее основные направления и содержание, это не всегда гарантирует их адекватное понимание на уровне государственных структур и институтов, а тем более - последовательное и эффективное внедрение в жизнь.
Итак, исходя из сделанных ранее выводов и обобщений, одним из основных направлений государственной таможенной политики, имеющим первостепенное значение, является создание механизма формирования и реализации таможенной политики (в том числе специализированных государственных органов, их функций и правовых инструментов , а также определение «правила игры»).
Еще одним важным направлением государственной таможенной политики должно стать обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, в том числе путем взаимодействия с другими государствами и их объединениями.
Также основным направлением современной таможенной политики является реализация торговых и политических задач по защите национального рынка. Сюда также входит такое направление таможенной политики, как содействие в проведении структурной перестройки и реализации других задач государственной экономической политики.
Следует отметить, что содержание государственной таможенной политики, наряду с концептуальными и политико-правовыми факторами, во многом определяется организационными и технологическими условиями, которые государство имеет для практической реализации своей таможенной политики. В этом случае правила, условия и порядок формирования и функционирования организационно-технологического обеспечения процессов государственного регулирования таможенной сферы также должны определяться на основании соответствующих актов таможенного законодательства.
Эффективность таможенной политики также зависит от степени освоения новых методов управления. Развитие системы таможенных органов тесно связано с решением управленческих проблем, поскольку управление начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными связями, распределения прав и обязанностей между ними.
Сотрудничество государств с другими странами в области таможенного дела и их членство в международных таможенных и торговых организациях является следующим основным направлением участия многих стран в международном сотрудничестве и регулировании в области таможенного дела.
Усилия государства должны быть направлены, в первую очередь, на создание нормативно-правовой базы для таможенной политики, определение «правил поведения» для субъектов экономического процесса и совершенствование механизма контроля за соблюдением этих правил. Это потребует принятия ряда новых законов, непосредственно связанных с таможенной политикой, а также дополнений и изменений существующих.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ