Пути оздоровления экологического состояния региона

Цели и задачи

Цель работы – выявить основные пути оздоровления экологического состояния нефтегазового региона.

Введение и актуальность


Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны [11, с.59].
Под государственным экологическим управлением в нефтегазовом комплексе предлагается понимать взаимосвязанную систему деятельности органов исполнительной власти, полномочных в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, наделенных конкретной компетенцией по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду в целом, естественные экологические системы, компоненты окружающей среды и природные ресурсы, а также минимизацию и возмещение антропогенного вреда, причиненного субъектами нефтегазового комплекса в процессе их хозяйственной и иной деятельности, включая добычу полезных ископаемых, их переработку, транспортировку, перевозку и транзит, занимающих определенное место в управленческой структуре и направляющих свои усилия на осуществление однородных управленческих функций (надзор, экспертиза, мониторинг и т.д.)[9, с.51].
Регулирование деятельности нефтегазовой сферы, в том числе на уровнерегионов, осуществляют Министерство Энергетики Российской Федерации, Министерство природных ресурсов, Федеральная служба по тарифам, Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба и другие ведомства.
Сырьевую базу нефтегазовой отрасли формируют около 1500 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, 800 из которых находятся в разработке. Следует отметить, что к нефтегазовому комплексу формально можно отнести тысячи предприятий и организаций, которые в большей или меньшей мере связаны с нефтяной и газовой отраслью [15].
Например, только к нефтегазовому сервису можно отнести производителей геофизической и геологической продукции, бурового, эксплуатационного, ремонтного, транспортного оборудования, арматуры и т.д.
Учитывая сложную структуру видов и форм деятельности в нефтегазовом комплексе (геологоразведка, разведочное бурение, подготовка скважин, обустройство, непосредственно добыча, внутренняя транспортировка, магистральная транспортировка, доставка, переработка и т.д.), число субъектов, непосредственно участвующих в добыче и переработке нефти и газа и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представляет существенную величину.
Особенность охраны окружающей среды в нефтегазовом комплексе – это реализация новых правовых и организационно–технологических критериев совместимого эколого–экономического развития страны. Помимо Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», значительное влияние на формирование экологической политики в нефтегазовом комплексе имеют нормы законов об охране атмосферного воздуха, охраны земель, недр, животного и растительного мира.
Отдельные эколого–правовые требования в части необходимости соблюдения санитарных правил, которые применимы к деятельности нефтегазового комплекса, установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию. Отдельные экологические нормативы содержатся также в санитарном законодательстве.
Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов, субъекты правоотношений в сфере нефтегазового комплекса обязаны учитывать требования Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99– ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также иные экологические и санитарные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно– технических достижений, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами, а также соблюдать требования по предупреждению аварий и принятию неотложных мер по их ликвидации.
Делая вывод по данной главе можно сказать следующее.
Нефтегазовый комплекс – это часть экономики, представляющая собой совокупность (систему) производственных, проектных, научно– исследовательских и иных предприятий и организаций, обеспечивающих весь цикл разведки, разработки, проектирования, добычи, использования, переработки, транспортировки, хранения и утилизации отходов нефти и газа. Большую опасность для окружающей среды представляют выбросы нефтяных углеводородов и разливы нефти (на каждый км2 в зоне месторождений и трасс нефтепроводов приходится до 0,02 т разлитой нефти в год).
Главная задача в современных условиях – свести к минимуму нежелательные последствия, рационально используя природные условия.
Экономический потенциал природных ресурсов предопределяет их роль, как основы экономического и социального развития общества. Поэтому то, что в Основах государственной политики в области экологического развития, как и в других политико–правовых документах определяющих цели, задачи, способы и средства реализации государственной экологической политики (Экологическая доктрина Российской Федерации, Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития и Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию) непременно акцентируется внимание на социально–экономическом развитии объективно и научно обоснованно.

Заключение и вывод

Нефтегазовый комплекс – это часть экономики, представляющая собой совокупность (систему) производственных, проектных, научно– исследовательских и иных предприятий и организаций, обеспечивающих весь цикл разведки, разработки, проектирования, добычи, использования, переработки, транспортировки, хранения и утилизации отходов нефти и газа. Большую опасность для окружающей среды представляют выбросы нефтяных углеводородов и разливы нефти (на каждый км2 в зоне месторождений и трасс нефтепроводов приходится до 0,02 т разлитой нефти в год).
Главная задача в современных условиях – свести к минимуму нежелательные последствия, рационально используя природные условия.
Экономический потенциал природных ресурсов предопределяет их роль, как основы экономического и социального развития общества. Поэтому то, что в Основах государственной политики в области экологического развития, как и в других политико–правовых документах определяющих цели, задачи, способы и средства реализации государственной экологической политики (Экологическая доктрина Российской Федерации, Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития и Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию) непременно акцентируется внимание на социально–экономическом развитии объективно и научно обоснованно.
На сегодняшний день на многих нефтяных предприятиях не первый год реализуются экологическая политика, направленная на уменьшение вредных выбросов, модернизацию производства, строительство очистных сооружений
Организация работ по реализации экологической политики ведется во всех звеньях нефтяных компаний. Основываясь на принципах экологической политики нефтяных компаний, их дочерние общества принимают собственные обязательства по охране окружающей среды. В дочерних обществах ведется планирование природоохранных мероприятий, составляются программы работ по решению экологических проблем и вопросов энергосбережения.
Экологические службы дочерних обществ нефтяных компаний организуют и осуществляют производственный экологический контроль (далее – ПЭК) и экологический мониторинг (далее – ЭМ).
Основными элементами ПЭК являются проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и систематические измерения параметров, характеризующих воздействие производственных объектов на отражающую среду.
Негативное влияние предприятий нефтегазовой отрасли на окружающую среду приводит к следующим изменениям ее компонентов: изменение целостности массивов пород; образование техногенных ландшафтов; нарушение земель; загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов; образование отходов производства; негативное воздействие на здоровье человека; гибель и повреждение растительного покрова и объектов животного мира; повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Главной целью политики в области рационального природопользования и экологии является улучшение качества окружающей природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Для защиты окружающей среды и улучшения экологической обстановки необходима реализация эффективного комплекса природоохранных мероприятий при разработке месторождений нефти и газа, производственных объектов по бурению, разработке, подготовке, транспортированию и хранению природных углеводородов и продуктов их переработки.
Экологические программы должны быть направлены на предотвращение аварий, рациональное использование ресурсов нефти и газа, сохранение флоры и фауны и меры по борьбе с загрязнением окружающей природной среды.
Одним из выходов из данной ситуации является ускорение развития нефтегазового машиностроения и других отраслей, обеспечивающих данный сектор экономики.
.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ