Пенсионная реформа 90-х годов, «за и против»

Из правительства отвечали, что пенсионеры якобы не правильно истолковали речь Президента, не разобрались с начислением, все рассчитано правильно. А дальше в ответах содержались стандартные фразы: «Правительством Российской Федерации в зависимости от финансовых возможностей принимаются необходимые меры, направленные на улучшение жизненного уровня населения. Однако существенное увеличение пенсий не может произойти без подъема производства и стабилизации финансово-экономического положения страны». Обращает на себя внимание тот факт, что подобные ответы из Правительства на свои вопросы о бедственном положении получали не только пенсионеры, но и учителя, врачи, работники культуры, с той лишь разницей, что слово пенсия в их посланиях замещала заработная плата. Государственная машина не видела различий между нищенским положением пенсионера или крайней нуждой трудоспособного бюджетника. Кроме того, что сам размер пенсии был крайне низок и не обеспечивал достойное существование, на протяжении 1990-х гг. она доходила до пенсионеров с многочисленными задержками. Подобного в стране не происходило даже в годы войны и трудные послевоенные годы.
Реакция на подобные обращения со стороны Правительства была обезличенной. В частности, кузбасским пенсионерам чиновники сообщали, что в других регионах дела с выплатами пенсий обстоят не лучше. Непонятно, ставили ли они это себе в «заслуги» или же расписывались в собственном бессилии повлиять на ситуацию. А дальше всю ответственность сваливали на ПФ РФ, на несвоевременное и неполное финансирование им расходов на выплату пенсий из-за дефицита бюджета. Опять все те же жалобы на недостаток средств.
Издание Президентом РФ Указа от 27 сентября 2000 г. № 1709 кардинально изменило существующее положение Пенсионного фонда России. А именно, названный Указ Президента РФ закрепил за ПФР и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, заложив тем самым основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Данный Указ впоследствии стал предметом рассмотрения Конституционного Суда, который признал п. 1 Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709, закрепляющий за Пенсионным фондом России и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречащим Конституции Российской Федерации. Конституционным Судом также было отмечено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом.
Опираясь на формулировку Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П о наделении ПФР публично-властными полномочиями… и на то, что данные полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 11 октября 2006 г. (дело № Ф09-9173/06-С7) категорично называет ПФР исполнительным органом государственной власти.
С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законопроектов и законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули в том числе и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, проблеме статуса ПФР был посвящен законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», в котором говорилось, что самостоятельное финансово-кредитное учреждение — Пенсионный фонд Российской Федерации (России) преобразован в некоммерческую организацию — Пенсионный фонд Российской Федерации, созданную Российской Федерацией в целях государственного пенсионного обеспечения (страхования) граждан.
Принятый позднее Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ст. 5 установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Позднее в целях развития пенсионной системы был принят Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который позволил осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам, переход на страховые принципы и объединить в лице Пенсионного фонда Российской Федерации функции администратора платежей и страховщика по обязательному социальному страхованию, обеспечив тем самым персонифицированный учет пенсионных прав всех работающих граждан.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ