Формирование навыков самообслуживания у детей со сложным дефектом в условиях дома-интерната для слепоглухих де

Конечно, для большинства детей со сложными дефектами наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Необходимо отметить, что это положение и прежде неоднократно утверждалось такими специалистами в области олигофренопедагогики, как А.А. Ватажина, М.И. Кузьмицкая, Г.М. Дульнев, А.В. Маллер, Г.В. Цикото и многими другими.
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Синонимом сложного нарушения является сложный дефект. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание двух и более дефектов развития, он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.
Р.А. Мальманова отмечает в своей работе, что категорию детей со сложными дефектами составляют:
— дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
— дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
— дети глухие слабовидящие;
— слепоглухие дети;
— дети с задержкой психического развития, которое сочетается с дефектами зрения или слуха;
— глухие дети с нарушением соматического характера [18, с. 17].
Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним, по мнению И.И. Мамайчук, относятся:
— дети с умственной отсталостью слепоглухие;
— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью [17, с. 17].
Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Он попадает в условия депривации и в сенситивный период развития основных психических функций, терпит значительный ущерб.
Характерным следствием сложных нарушений развития, по мнению М.М. Семаго, является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое снижение средств компенсации. При слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие [19, с. 10].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ