Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей 6-7 лет с нарушением слуха

Цели и задачи

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности педагогических условий по формированию предпосылок учебной деятельности у детей 5-6 лет с нарушением слуха.

Введение и актуальность


В соответствии с вышесказанным учебная деятельность рассматривается в качестве процесса, при котором происходит изменение самого ребенка как ее субъекта, происходит психическое его развитие благодаря приобретению такого основного новообразования, как потребность в самообразовании. Тогда как продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Кроме того, продуктом является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Для детей 5-6 лет учебная деятельность является ценностью, только тогда, когда достигнутые результаты имеют успех [10, с.17]. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта - это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.
Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недрах игровой деятельности и в процессе организованного обучения. С.Г. Якобсон подчёркивает, что формирование начальных форм учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется под непосредственным руководством взрослого и при его постоянном участии во всех фазах деятельности [6, 72]. Рассматривая проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через призму первого условия, − интеграция игровой и учебной деятельности, полагаем, что это условие способно обеспечить активность ребёнка и что подобная форма обучения на основе учебно-игровой деятельности выступает основным психолого-педагогическим условием, которое позволяет повысить эффективность овладения учебной деятельностью.
Специфика учебной деятельности у детей 5-6 лет с нарушением слуха

Заключение и вывод

В условиях современного образования перед образовательными организациями стоят задачи включения и реализации ФГОС общего образования для детей с нарушениями слуха, что связано с формированием всех необходимых условий, обеспечивающих эффективность всех процессов обучения. Полноценное включение детей с нарушениями слуха в учебную среду массового образования является наиболее сложной проблемой современности. Большинство исследователей при этом считают главными критериями как психологическую, так и образовательную готовность детей данной категории. Необходимо также указать, что сохранность слуха не относится к числу решающих факторов для определения степени готовности к обучению. Обучение детей с нарушением слуха в обычных общеобразовательных организациях требует создания соответствующей образовательной среды, что предполагает постоянный мониторинг детей, точное определение их особых образовательных потребностей.
Особенность усвоения речи и грамоты детей с нарушениями слуха в условиях школьного образования состоит в организации гибких условий обучения, способствующих накоплению детьми с нарушениями слуха собственного опыта успешной деятельности, являющихся определенными стимулами их дальнейшего развития, социальной адаптации и успешной самореализации в жизни.
Задача системы образования состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие тугоухости, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей, и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям.
Проведенное исследование помогло выявить, что при формировании учебной деятельности слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности целесообразным использовать методические приемы:
1. Поэтапное (пошаговое) предъявление материала заданий, которое обеспечивает постепенный переход обучающихся от работы по образцу, данному педагогом алгоритму, к самостоятельному поиску решения поставленных задач.
2. Ооказание вариативной дозированной помощи (от обучающей до эмоционально-регулирующей помощи).
3. Использование визуальных (наглядных) и вербальных (словесных) опор при выполнении заданий, способствующих активизации познавательного интереса, формированию коммуникативных умений, навыков саморегуляции деятельности учащегося.
4. Связь с жизненным опытом учащихся (использование собственного опыта и усвоенного на уроках материала, изучение и представление в различных проектах семейных традиций, общечеловеческих и социокультурных ценностей) обеспечивает доступность понимания материала заданий, вовлеченность обучающегося в образовательный процесс.
Использование различных форм организации деятельности обучающихся, особенно групповых, позволяет актуализировать познавательную и речевую активность, формировать универсальные умения у слабослышащих младших школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ