Анализ конкурентной среды предприятия

Цели и задачи

Целью написания данной работы является изучение теоретических аспектов анализа конкурентной среды и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Дары моря».

Введение и актуальность


Итак, анализ конкурентной среды должен отражать как текущую деятельность предприятия, так и тенденции, которые складываются на рынке. Анализ данных полученных в ходе исследования, предприятие должно применять для прогноза изменяющейся конкурентной среды, и планировать заблаговременно свои действия, с учетом возможных неблагоприятных изменений рыночной ситуации.
1.3 Особенности внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий торговли
Прежде, чем рассматривать особенности внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий, рассмотрим понятие «конкурентоспособность предприятия» и условия, позволяющие предприятию быть конкурентоспособным.
Форма конкурентного единоборства зависит от условий, которые сложились на рынке, места и времени, при этом суть ее остается неизменной: захват большей, доли и вытеснение конкурента с рынка [39].
Целью конкурентного единоборства является достижение конкурентных преимуществ, то есть занятие более прочной конкурентной позиции на рынке.
Конкурентной позицией является сопоставление характеристик главных параметров рыночного положения предприятия и его продукции, с указанными параметрами конкурентов [29].
Основными подходами формирования конкурентоспособности являются [18]:
- факт существования собственных мотивов к производственной или торговой деятельности, получение положительного результата деятельности;
- факт наличия ресурсов, которые необходимы для осуществления деятельности;
- способность и возможность противостояния конкурентам.
Учитывая эти условия, можно сделать вывод, что под конкурентоспособностью предприятия следует понимать состояние, которое характеризует реальные или потенциальные возможности выполнять свои функциональные обязанности в условии конкуренции. Это определение является наиболее общим и его можно применить ко всем участникам конкурентной борьбы.
Как показывает практика, финансовое благополучие добиваются организации, которые имеют более высокий конкурентный потенциал.
Конкурентный потенциал - это способность фирмы (реальная и потенциальная), осуществлять разработку, изготовление, сбыт и обслуживание конкурентоспособных изделий, в различных рыночных сегментах. То есть ту продукцию, которая превосходит по качественным и ценовым характеристикам аналогичную продукцию конкурентов и пользуется наибольшим спросом у покупателя [34].
Рассмотрим принципы высокой конкурентоспособности предприятия:
1) покупатели удовлетворены и готовы повторно покупать товары данной фирмы;
2) нет претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров;
3) сотрудники предприятия испытывают гордость за свое участие в работе на данном предприятии [8].
Чтобы быть конкурентоспособной фирмой нужно:
- выпускать конкурентоспособную продукцию в целевые сегменты рынка, при этом, конкурентоспособность товара подразумевает свойство продукции, оцененное покупателем, которое превосходит в данное время аналогичные товары по качеству и цене в определенном рыночном сегменте, но при этом, не создает ущерб производителю;
- поднятие потенциала конкурентоспособности фирмы, до высоты мирового производства в конкретных отраслях [26].
Анализ путей повышения конкурентоспособности сферы торговли, позволил А.В. Айрапетову [3] сформулировать принципы ее обеспечения, представленные на рисунке 1.2.
ГЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
– совершенствование систем поддержания конкурентоспособности товаров и услуг организации;
– главная цель руководителей предприятия и персонала – получение положительного конечного результата;
– благоприятная и креативная атмосфера в предприятии;
– единение ценностей и целей общих для предприятия и персонала;
– механизация и автоматизация торгово-технологических процессов;
– улучшение качества предоставляемых услуг;
– оптимальные затраты;
– инновационная деятельность и др.

Заключение и вывод


В результате проведенной работы выявлены теоретические аспекты исследования конкурентной среды, раскрыта сущность понятия конкурентная среда, отмечено, что конкурентная среда является результатом и условием макро и микровзаимодействия участников рыночных отношений, и определяется соответствующим уровнем финансово-экономического противоборства и возможностями влияния на рыночную ситуацию, отдельных финансово-экономических агентов.
В работе проанализированы имеющиеся методы исследования конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия и отмечено, что оптимальным с учетом поставленных целей должен стать комплексный подход исследования и анализа конкурентной среды организации, так как подходы по многим параметрам дополняют друг друга, в результате анализ проводится более тщательно, при этом, ограничений по комбинированию методов нет.
Исследованы особенности внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий. Особенностью внешней среды является многофакторность, подчиненная роль в отношениях с государственным институтами, другими субъектами рыночной инфраструктуры. К внутренней конкурентной среде предприятия относятся определенные сферы и факторы микросреды. Анализ внутренней среды включает выделение его сильных и слабых сторон.
В работе дана организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Дары моря», созданная в 2014 г. в г. Владивостоке. Основным видом деятельности является «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов». Организационная структура компании ООО «Дары Моря» линейно-функциональная структура, в целом итоги хозяйственной деятельности предприятия за отчетные 2014-2016 годы признаны как удовлетворительные.
Для оценки текущего состояния оптового предприятия ООО «Дары Моря» на рынке, оценки его преимуществ и недостатков, возможностей и угроз проведен SWOT-анализ и сделано заключение, что одной из основных угроз для ООО «Дары Моря» является высокий уровень конкуренции на рынке.
В работе выделены основные конкуренты ООО «Дары Моря», которые специализируются на поставках продуктов питания (оптовой торговле рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов) и сопутствующими товарами в розничные предприятия и в сегмент HoReCa города Владивостока являются следующие: Компания ООО «Гранд Стар ДВ»; ООО «Белый кит»; ООО «Рыба ДВ», дана их характеристика. Рассчитан интегральный показатель конкурентоспособности факторов внешней и внутренней среды предприятия ООО «Дары моря» и его конкурентов.
Интегральный показатель конкурентоспособности факторов внешней и внутренней среды также показал, что ООО «Дары моря» находится в жесткой конкурентной среде, так как суммарные оценки по показателям конкурентоспособности у четырех исследуемых предприятий практически одинаковы, с небольшой разницей в баллах. Очевидно, что исследуемое предприятие не уступает своим конкурентам, но все же, имеет слабые оценки по таким показателям как: известность предприятия; ассортимент реализуемой продукции и услуг; рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров и услуг. Следовательно, для повышения конкурентоспособности было решено улучшать данные показатели.
Для достижения поставленной цели, с помощью определения приоритета целей были выделены следующие рекомендации: 1) дальнейшая оптимизация ассортимента; 2) усиление рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров; 3) усиление работы по исследованию основных конкурентов и поставщиков и разработан план по формированию мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. После обработки данных исследования, сделаны следующие выводы: общий уровень конкурентоспособности предприятия повысился на 0,33 пункта

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ