Парламентский контроль в Российской Федерации

Несколько расширены были функции Верховного Совета в отношении деятельности постоянных комиссий. Осуществление контроля соответствующих органов и учреждений республики, а также от должностных лиц необходимые материалы и письменные заключения; входить с предложениями в Совет министров СССР; вызывать на свои заседания представителей органов государственного управления и заслушивать их разъяснения по рассматриваемым комиссией вопросам; они могли привлекать к своей работе представителей министерств, государственных комитетов, ведомств, других государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, специалистов и ученых республики.
Особое место в Конституции 1978 г. отводилось роли Верховного Совета в системе контрольных органов. Впервые специальный контрольный орган был подчинен непосредственно парламенту. Данный подход повторял общесоюзный. Комитет народного контроля СССР согласно Регламенту Верховного Совета СССР 1979 г. был обязан представлять отчет о своей деятельности не реже одного раза за период полномочий парламенту страны, систематически докладывать о ней Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР. Новый этап в развитии парламентаризма в нашей стране начался с крушением Советского Союза и формированием новой политической системы. Конституция Российской Федерации 1993 г., принятая в обстоятельствах жесткой конфронтации органов исполнительной и законодательной власти, практически лишила последнюю инструментов контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, с точки зрения соблюдения законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации.
Изначально Основной Закон страны закрепил лишь право палат парламента контролировать расходование федерального бюджета посредством Счетной палаты Российской Федерации. Очевидно, что становление и развитие демократической политической системы были невозможны без механизмов, позволяющих сбалансировать функционирование исполнительной и законодательной власти, важнейшим из которых является институт парламентского контроля.
Именно он призван обеспечивать правомерную и эффективную работу Правительства Российской Федерации и региональных органов исполнительной власти, являясь формой контроля от имени и в интересах народа, избравшего парламент. Свидетельством движения в направлении устранения проблемы ограниченности контрольных полномочий является зафиксированная в 2008 г. в действующей редакции Конституции Российской Федерации обязанность Правительства Российской Федерации предоставлять Государственной Думе отчет об исполнении бюджета страны, ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Вне компетенции Государственной Думы и Счетной палаты Российской Федерации остались вопросы внешнего контроля за освоением финансов субъектов Российской Федерации, включая средства, переданные органам местного самоуправления.
В связи с этим представительные органы власти в регионах начали создавать собственные контрольно-счетные органы, ставшие составными частями системы органов внешнего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата определялась как постоянно действующий орган власти государственного финансового контроля, обладающий организационной и функциональной независимостью в целях исключения коррупционной составляющей.
Рассматривая структуру парламентского контроля России на современном этапе, разделяем точку зрения М.В. Демидова, который утверждает, что «финансовый парламентский контроль занимает особое место в структуре контрольных функций законодательного органа, так как он предусмотрен в Конституции Российской Федерации и конституциях субъектов; он подробно регламентирован специальным Федеральным законом – Бюджетным кодексом Российской Федерации; контроль за распоряжением исполнительной властью финансами государства реализуется не только сами парламенты федерального и регионального масштаба, но в основном специально созданными для этого органами государственного финансового контроля различного уровня».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ