Ознакомление дошкольников с живописью.Творчество Васнецова в старшей группе.

Цели и задачи

Цель исследования: изучить проблему организации процесса ознакомления старших дошкольников с живописью на примере творчества В.

Введение и актуальность


Образовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности для реализации указанного направления работы с дошкольниками, определяет временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий детей и их родителей (законных представителей) [10].
Определим модели организации деятельности в ознакомлении старших дошкольников с живописью:
Первая модель. Отражает случайный набор занятий, то есть процесс организации данного направления работы напрямую зависит от наличия определенного основания в виде имеющегося кадрового состава, материальных возможностей.
Вторая модель. В данной модели также, как и в первой основой выступает наличие фактической базы, но при этом образовательная организация стремится учитывать особенности современного состояния проблемы воспитания с акцентом на проблемы воспитанников.
Третья модель. Образовательная организация имеет четко организованную структуру работы в направлении ознакомления с живописью. Данная структура основывается не только на внутренних ресурсах образовательной организации, но и происходит взаимодействие с иными дополнительными учреждениями.
Четвертая модель основана на развитой интеграции собственных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования, что отражает данную модель с позиции содержательности и разнонаправленности [17].
Работа по ознакомлению с живописью имеет определенную структуру, включающую следующие уровни:
Первый уровень – в рамках данного уровня происходит формирование у детей социальных знаний, а также процесс работы ориентирован на понимание социальной реальности.
Второй уровень – формирование у дошкольников позитивного опыта в рамках анализа ценностей.
Третий уровень – становление опыта, определяющего самостоятельность действий в рамках решения поставленных целей и задач.
Основными формами деятельности являются:
Занятие – относится к самой распространенной форме работы. В рамках данной формы происходит реализацию функции, где дети ориентируются на самостоятельность, активность, формирование необходимого социального опыта.
Игры направлены на удовлетворение интересов учащихся через накопление знаний, опыта.
Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведении бесед, различных соревнований и т. д.
Проектная деятельность. В рамках современной системы образования данная форма работы актуальна, поскольку направлена на включение дошкольников в процесс познания, где они выступают в роли активных субъектов деятельности [12].
Важно отметить методы работы с детьми в контексте ознакомления с живописью:
I. Наглядные:
1) Наблюдение.
2) Рассматривание.
3) Демонстрация.
II. Практические:
1) Игра.
III. Словесные:
1) Рассказ педагога.
2) Беседы.
I. Наглядные:
1) Наблюдение – представляет собой восприятие объектов через ознакомление с его особенностями, смысловой нагрузкой и т.д.
2) Рассматривание – способствует формированию у детей представлений о внешних особенностях.
3) Демонстрация – направлена на то, чтобы дети в процессе просмотра определенных объектов формировали представления о его социальной значимости, необходимости, особенностях.
II. Практические:
1) Игры.
– Настольная игра. Применение данного вида игры связано с применением различного материала, который позволяет систематизировать знания детей.
– Словесная игра. В процессе словесных игр дети активизируют свои знания относительно изученного материала.
– Соревновательная игра. В процессе применения данных игр у детей происходит активизация полученных знаний в ходе соревновательной деятельности детей.
– Дидактическая игра. В дидактической игре дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления относительно произведений искусства [22].
III. Словесные.
Словесные методы необходимо совмещать с наглядными средствами, использовать картины, различного вида репродукции в процессе изучения произведения художественной литературы.
1) рассказ педагога;
Педагог должен строить рассказ с учетом опыта дошкольников, так как восприятие рассказа является сложной умственной деятельностью.
2) беседа;
– предварительная беседа используется перед наблюдением, просматриванием, изучением;
– итоговая беседа направлена систематизацию и обобщение полученных фактов их закрепление и уточнение.
Педагогу необходимо:
– понимать проблемы формирования представлений о различных формах произведений искусства;
– понимать цели и задачи эстетического воспитания средствами произведений искусства;
– владеть методикой эстетического воспитания;
– уметь анализировать деятельность своих коллег в представленном направлении;
– уметь проводить самоанализ педагогической деятельности;
– уметь проводить педагогическую диагностику;
– уметь создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группе для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, для психического и физического развития ребенка;
– уметь взаимодействовать с родителями воспитанников в контексте представленного направления работы [20].
Итак, особенности ознакомления с живописью детей дошкольного возраста заключаются в том, что данный период развития детей характеризуется повышенным интересом к анализу произведений искусства, что детерминировано активным процессом становления воображения, творческого потенциала, познавательной активности.
Особенности данного направления работы также заключаются в том, что работа с детьми может выстраиваться в контексте применения различных подходов к работе, методов и средств, направленных на непосредственную работу с воспитанниками с целью активизации их творческого потенциала, познавательной активности, желания работать с различными произведениями искусства.

Заключение и вывод

В первой части работы представлен теоретический анализ ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. В процессе проведенного исследования для решения первой задачи было определено, что живопись – это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основными жанрами живописи выступают:
портрет;
исторический;
мифологический;
батальный;
бытовой;
пейзаж;
натюрморт;
анималистический жанр.
Решение второй задачи было конкретизировано в рамках определения методов и приемов ознакомления дошкольников с живописью. Нами были выделены следующие методы и приемы:
I. Наглядные: наблюдение, рассматривание, демонстрация.
II. Практические: игра.
III. Словесные: рассказ педагога, беседы.
Вторя глава данной работы отражает опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М. Васнецова.
В рамках определения особенностей представлений дошкольников о творчестве В.М. Васнецова было выявлено следующее:
старшие дошкольники обозначили, что они понимают под живописью, но при этом не смогли четко сформулировать свое мнение, а также отсутствовала аргументация собственной позиции – 60%;
для основной части детей свойственен высокий показатель знаний, поскольку дошкольники смогли назвать более 5 видов, но также стоит выделить и наличие детей со средним и низким показателями;
уровень знаний детей об отличии видов живописи характеризуется только общим представлением, то есть воспитанники не имеют необходимого уровня представлений о различиях видов живописи – 40%;
старшие дошкольники не смогли назвать точное название картин художника, при этом были попытки описать картины, что также не позволило детям конкретизировать собственную позицию при ответе на представленный вопрос – 50%;
при соотнесении названия и картин было отмечено, что дошкольники иногда путаются, что не позволило им в полной мере выполнить задание – 50%.
На основе полученных данных исследования были конкретизированы особенности развития представлений детей дошкольного возраста о творчестве В.М. Васнецова. Рекомендации включают ориентацию на применение активных методов работы с детьми (беседы, игры, проблемные ситуации), а также необходимо применение визуальных средств работы, отражающих особенности творчества художника.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ