Развитие творческого воображения младших школьников в проектной деятельности на уроках технологии

Наконец, воображение может настолько сильно оторваться от действительности, что создаст уникальную фантастическую картину, которая будет сильно отличаться от реальности. Но даже в этом случае оно будет отражать хоть в малой степени эту действительность. И воображение тем ценнее и плодотворнее, чем в большей степени оно, отклоняясь от действительности и преобразуя ее, все же учитывает ее наиболее значимые черты и существенные стороны.
Существует следующие виды воображения по степени активности:
— пассивное, не стимулирующее к действиям по воплощению в жизнь созданных образов;
— активное, где происходит через какое-то время создание воображаемого образа в реальность с повышением творческого ее содержания.
Виды воображения по произвольности:
— непроизвольное воображение, при котором создание объектов происходит во сне, расстройствах психики, полудреме, то есть в состоянии ослабленной деятельности сознания;
— произвольное воображение, направленное на создание образов по конкретным задачам, целям, мотивам.
Виды воображения по опыту прошлого:
— творческое воображение, опирающееся на создание образов в виде полностью оригинальных продуктов с отсутствием опоры на прошлый опыт;
— воссоздающее воображение – создание того или иного объекта (по схематическому или словесному описанию), которое в законченном виде ранее не воспринималось, но уже знакомы подобные элементы или целостные объекты.
Виды воображения по возможности реализации:
— воображение реалистическое, где человек верит в реальность создаваемого образа или события или в возможность воплощения его в реальность;
— фантастическое воображение, обратное предыдущему, существующее в сюжетно-ролевых играх ребенка + жанрах-фантазий.
Существует и такой особый вид воображения, который нельзя внести ни в одну классификацию, представленную выше – это места, при помощи которой создаются образы сильно желаемого события или объекта [10, c. 53]. Человек имеет возможность мечтать как о чем-то реальном, так и нереальном, в его местах реализуется в полной мере его активность, которая связана с реальной деятельностью, отражается личностная направленность, видение будущего в идеальном понимании (начиная личным и заканчивая глобальным уровнем).
Главная функция воображения, при всем выше представленном многообразии видов – это предвосхищение своего будущего, идеальное представления того результата деятельности, которое воображалось. Отсюда вытекают и планирующая и стимулирующая функции преобразования действительности.
Воображение находит свое осуществление в сложных процессах переработки воспринимаемой актуально информации и представлений ее в памяти. Основными процессами, точно как и в мышлении, являются здесь синтез, как объединение представлений в целостный образ, и анализ, как деление представления на элементарные части [14, c. 35].
Преувеличение или преуменьшение объектов или частей объектов, существующих в реальности, например, образ Дюймовочки. Или утрирование/акцентирование на реально существующем объекте или его части, к примеру, нос Буратино.
Так создается из элементов прошлого опыта нечто новое – связь творчества и воображения.
Любой вид творчества – художественный, литературный, технический, научный и др. – основывается на воображении.
Каждый человек имеет различную предрасположенность к креативности или, другими словами, к творчеству, и обуславливается она целым рядом причин, среди которых деятельность человека, врожденные задатки, условия обучения и воспитания, которые влияют на развитие процессов психики. Это умение освободиться от фиксированных установок, непредвзятость, преодоление стереотипов, способность нешаблонного восприятия и его преобразования образование нестандартных связей между понятиями и образами и т.д.
Если говорить в общем, то творчество способствует преодолению различных барьеров, которые препятствуют социальной адекватной перцепции, установлению взаимоотношений.
Состоит сущность воображения в ярко выраженных индивидуальностях человека с сознательным оттеснением его от традиционной формы поведения. Гибкое, многовариантное видение мира характерно в большей степени для детей, и многим реже – для взрослых. Основные типы занятий и образ жизни дошкольника – это конструирование, рисование, игры, фантазирование, чтение сказок, то есть наиболее благоприятные условия для развития воображения.
К концу возраста дошкольного проявляется довольно высокий уровень развития воображения и отражается в поведении непосредственно, при отсутствии множественных стереотипов, но пока творческая деятельность ничем не регулируется. Связать реализацию творческого потенциала можно развитием культурного воображения, которое опирается на ассоциативный богатый опыт человека, всесторонние его знания, гибкость использования этих знаний.
Культурное воображение характерно для развитого интеллектуально взрослого человека, который способен к саморегуляции в процессе творчества. Развитие ее зависит во многом от способностей жизнедеятельности и микросреды, отношения ребенка и социума [15, c. 16].
Общество на сегодня очень заинтересовано в создании условий для усиленного развития творческого потенциала. Необходимо внедрение новых методов развития воображения, отношение к индивидуальной личности ребенка как к некой ценности.
Всестороннему развитию личности мешают многочисленные стереотипы в системе обучения, где по прежнему на первое место выдвигается усвоение знаний, а на последующие — развитие воображения и творческого мышления детей.
Таким образом, творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, т.е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ