Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством В.Г.Сутеева

Цели и задачи

Целью данного исследования является ознакомление дошкольников с творчеством В.

Введение и актуальность


Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя знания методики ознакомления с творчеством писателя.

1.2. Знакомство дошкольников с творчеством писателя

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Изучение биографии писателя - сложный процесс. В дошкольном возрасте дети обычно только заглядывают в творчество писателя - это встречи-эпизоды.
Каков постоянно расширяющийся список такой информации в памяти детей?
1) Знакомо только имя.
2) Знакомы имена и названия нескольких работ.
3) Есть представление о человеке, который создал знакомые произведения.
4) Знакомо несколько фактов жизненного и творческого пути писателя, связанных с изучаемым произведением.
5) В общих чертах творческая биография знакома, самые важные факты жизни и творчества знакомы.
6) Освоена относительно полная и последовательная картина жизни и творчества писателя.
7) В сознании юного читателя сформировалась картина жизни и творчества хорошо знакомого и духовно близкого человека.
Задача учителя - найти форму в каждой ситуации для педагогически целесообразной реализации конкретной биографии. Это хорошо, когда учитель хочет сделать свою короткую историю интересной, которая может содержать только один эпизод биографии.
Опытный создатель биографий, Андре Моруа утверждает, что после писателя «остаётся легенда и удивительное мифическое существо, которое я называю «персонажем». Персонаж - это облик человека, такой, каким он видится другим людям сегодня или в прошлом».
Можно привести требования, которые разработал для себя Ирвинг Стоун, когда взялся за создание биографической повести.
Вот его заповеди:
1. Драматизируй.
2. Масса диалогов.
3. Оживи всех действующих лиц.
4. Используй анекдоты и юмор.
Главной заповедью педагога при ознакомлении дошкольников с творчеством писателя должна быть следующая: «Вызови интерес к автору и его творчеству» [3, 117].
В младшей группе дети знакомятся с творчеством писателя в основном по его произведениям (Например, сказки К. Чуковского «Путаница», «Мойдодыр», стихотворения А. Барто). В средней группе детей кратко знакомят с творчеством писателей и поэтов (Например, К. Чуковский «Айболит и воробей», «Муха-Цокотуха», С. Маршак «Вот какой рассеянный», Ш. Перро «Красная шапочка» и др).
Старшие дошкольники знакомятся с творчеством таких писателей и поэтов как А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я Маршак, А. Барто, З. Александрова и др.
Корней Чуковский известен как детский писатель, а также автор ряда критических и литературных произведений. Корней Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей.
Не одно поколение детей воспитывалось на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они очаровывают ребенка, потому что Чуковский в своих сказках - играет с детьми, а для маленьких слушателей, читающих эти истории, превращаются в забавную игру.
Дошкольников знакомят с замечательными произведениями К.Чуковского: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Телефон». Его замечательные сказки для детей сказки - непревзойденные шедевры детской литературы, до сих пор очень популярны.
Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания, самых маленьких читателей, и в то же время, имеют глубокий смысл. В сказках Чуковского сохраняются чёткие границы между добром и злом, жадностью и щедростью.
При изучении творчества писателя детей можно познакомить с популярным детским литературно-художественным журналом «Мурзилка», в котором в свое время появлялись произведения Корнея Чуковского.
Многие дошкольники знают стихотворения замечательной писательницы Агнии Барто. Агния Львовна Барто - одна из зачинателей советской литературы для детей.
Особенно популярны у малышей «Игрушки». Небольшое стихотворение, а если вдуматься - несколько крохотных лирических поэм. В каждой всего по четыре строчки. Но в каждой свой сюжет, свои герои, свои драматические события:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
По таким стихам, маленький человек учится сожалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным компаньоном. А без этого нельзя стать настоящим гражданином: патриотом, интернационалистом. Без этого не бывает героев и подвигов.
Существуют различные способы ознакомления детей с творчеством писателя: учитель показывает портрет писателя детям, предлагает напомнить и называть его произведения (из памяти, на основе визуализации).
Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.
Необходимо использовать хорошие по качеству репродукции. Стоит сосредоточить внимание на одном портрете (это может быть произведение искусства), сопровождая его комментариями, которые помогут детям воспринять личность писателя.

Заключение и вывод


Итак, в процессе теоретических исследований были изучены особенности знакомства дошкольников с художественной литературой, была определена важность ознакомления с творчеством писателя с целью повышения интереса к художественной литературе.
Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте.
Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову в целом. Вот почему настоящая литература должна входить в жизнь ребенка в то время, когда речь формируется и развивается.
Дошкольники восприимчивы, способны глубоко ощущать художественный текст, поэтому литературные образы, которые они любили в раннем детстве, останутся с ними на долгие годы.
В литературе ребенок сам извлекает знания, сочувствуя персонажам и автору произведения. Только через сочувствие ребенок может узнать боль других и радость, горе и отчаяние, и таким образом умножить свой жизненный опыт, испытать разные состояния души, объединить их не только в уме, но и в сердце.
Позитивное отношение к чтению начинается с того момента, когда ребенок чувствует себя участником событий, которые изображены автором; когда он обнаруживает свой личный смысл в том, что читаемо; когда книга предстает перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Сказка учит маленького читателя оценивать последствия своих поступков и дел, предостерегает от глупости, иждивенчества. Показывая в своих сказках красоту таких нравственных качеств, как доброта, щедрость, мудрость, справедливость, трудолюбие, сочувствие, умение дружить и прийти на помощь, порицая глупость, лень, жадность, трусость, эгоизм, иждивенчество, Владимир Григорьевич Сутеев создал в своих произведениях огромный потенциал для духовно‐нравственного развития ребенка.
Сказки и рассказы Сутеева - это та «настоящая» детская литература, которая воспитывает - в сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным - вот чему учат эти книги.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ