особенности восприятия подростками художественных произведений

Цели и задачи

Цель исследования. Проанализировать особенности восприятия подростками художественных произведений.

Введение и актуальность


Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.
Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.
Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.

2. Индивидуальные особенности художественного восприятия у подростков
2.1. Специфические особенности восприятия подростками произведений искусства
Основную потребность подростка составляет потребность в проверкесвоих способностей, самопознании, осознании своей индивидуальной неповторимости. Именно в подростковом возрасте осуществляется основная перестройка всех психологических механизмов, которые лежат в основе индивидуальности ученика. При этом, вступая в новый возраст, в то время, когда нет ещё прочно усвоенных специальных способностей, подросток ищет пути своего последующего развития. В этот период основная задача состоит в том, чтобы развить интеллектуально-творческие функции познания. Надо сказать, что подростковый возраст выступает периодом поиска, тем временем когда человек пытается познать многообразие проявлений существующего мира, определить своё место в обществе, утвердить своё я в системе ценностей окружающего мира. Этот период возрастного развития представляет собой решающий период в формировании художественных интересов и потребностей личности.
Большинство исследователей, характеризуя то, каким образом подростки воспринимают произведения искусства, в качестве главных особенностей отмечают отождествление искусства с реальностью и отсутствие установки на восприятие. Содержание произведения подросток трактует, исходя из значения отдельных деталей, которые он объясняет как прямое изображение действительности. Следовательно, активно воспринимаются яркие эпизоды, сюжет, а непривычные сюжеты воспринимаются негативно или на основании представления подростков о каких-либо достоинствах произведения. При этом, подростку трудно понять и оценить изобразительные средства, образный строй произведения, язык искусства, художественную и содержательную форму, а также выразить свое отношение к конкретному произведению. Психологи отмечают что у детей (возраста 11-12 лет) утрачивается способность к чувственномупознанию эмоционального контекста произведения, которое играет основную роль в понимании замысла; сокращении творческого потенциала восприятия, а также способности объяснения образа. Надо сказать, что суждение о произведении таким образом приобретает объективный, но при этом несколько отстраненный характер. Таким образом, художественное восприятие подростка является сложным и противоречивым процессом, уровни которого зависят непосредственно от специфики произведения, от того, насколько ее степень близка опыту ребенка, а также совершенства знаний и возможности реализации их непосредственно в практической деятельности. При этом, сложности развития художественного вкуса можно объяснить сложностями формирования качества восприятия искусства.
В отечественной психологии в подростковом возрасте изучение самосознания происходит с точки зрения изучения его содержания: конкретных ценностныхинтересов, ориентаций, ценностей. Проблему интересов школьника Л.С. Выготский назвал «ключом ко всей проблеме, которая касается психологического развития подростков». Так, Л.С. Выготский в своей работе «Педология подростка» (1931) приводит такое определение:«интересы представляют собой целостные динамические тенденции, которые определяют структуру направленности наших реакций». Согласно его точки зрения, на первой стадии подростничества наблюдается отмирание и разрушение системы интересов, установившейся прежде. Данный период совпадает с так называемой негативной стадией подростничества. Новое ядро интересов созревает в позитивной стадии данного возраста.
В.А. Гуружапов при помощи понятия «смыслопорождающая система понимания искусства» предложил подход, который дал возможность описать возрастные особенности интерпретации детьми, находящимися в младшем школьном и подростковом возрасте содержания различных произведений графики и живописи. Это дало возможность не только выйти на новый этап изучения проблемы развития эстетического сознания детей, но также и наметить мероприятия по совершенствованию практики приобщения в современных социокультурных условиях детей к искусству. В.А. Гуружапов разделив смыслопорождающие системы понимания искусства на ригидные и творческие, показал, что если в основе ригидной смыслопорождающей системы главная роль отводится пониманию искусства в качестве набора общепринятых его значений, то в основе творческих систем доминируют «.варианты идей искусства как выражения в изобразительной форме существенных отношений человека к другим людям, миру, к себе. Они непосредственно связаны с представлением о художнике как творческом субъективном начале искусства и представлением о себе как зрителе». Таким образом, художественное восприятие может быть по-разному воспринято в зависимости от представлений человека об авторе и о себе, в особенности в ситуации творческого отношения к какому-либо произведению искусства.
В книге «Психология художественного творчества» П.М. Якобсон указывает, что художественное восприятие является целенаправленным психическим действием с чувственным познанием, которое связано как со сложными процессами мышления, ощущения и анализа, так и со сложными процессами синтезирования разнообразных впечатлений, которые люди получают от реальной действительности.

Заключение и вывод


Итак в результате исследования мы пришли к следующим выводам: восприятие чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу. Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания.
 Художественное восприятие – это «утонченная» нервная организация, развитие которой способствует развитию и личности, и собственных взглядов, мировоззрения, что свойственно возрастным потребностям подростка. Как уже отмечалось, именно изодеятельность выступает важным фактором, способным позитивно влиять на формирование художественного восприятия у подростков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ