«Методические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения»

Рисунки воздействуют на зрительную память и дают возможность лучше усвоить значения фразеологизмов. Важное место следует отводить приему работы с фразеологическими словарями. Желательно, чтобы учащиеся с первых уроков знакомства с фразеологизмами вели собственные фразеологические словари, записывали туда каждый проанализированный фразеологизм. Учащиеся, обращаясь к своим записям, не один раз встречаются с одними и теми же фразеологизмами, что способствует их усвоению.
2. Этап усвоения значения фразеологизма. На данном этапе учащимся целесообразно предлагать упражнения на соотнесение фразеологизма и его значения, анализ ряда фразеологизмов и предложенных к ним в произвольном порядке готовых значений, подбор иллюстраций к данному фразеологизму (или фразеологизма к иллюстрации), дополнение деформированного фразеологизма нужными компонентами. Обогащению фразеологического запаса учащихся способствует прием группировки, основанный на объединении устойчивых выражений по какому-либо признаку.
3. Этап активизации фразеологизмов в речи учащихся. Применение фразеологизмов в собственной речи, включение их в контекст. Семантика и нормы употребления фразеологизмов становятся доступными и понятными тогда, когда они иллюстрируются контекстом. Изолированные фразеологизмы могут дать искаженное или неправильное представление о своем значении. Поэтому необходимо, чтобы работа с фразеологизмом сопровождалась показом его употребления в контексте.
Учащимся начальных классов целесообразно предлагать следующие задания: подбор синонимических рядов фразеологизмов; сравнение предложений с фразеологизмами и словамисинонимами; подбор противоположных по значению фразеологических единиц; подбор фразеологизмов, в структуру которых входит одно и то же слово; дополнение предложений и текстов фразеологизмами, подходящими по смыслу; подбор фразеологизмов на определенную тему; составление предложений и текстов с определенным фразеологизмом.
Необходимо формировать навык построения диалогов на заданную тему, которые предусматривают использование фразеологических единиц с учетом коммуникативной ситуации. Работа с фразеологизмами должна вводиться в тот или иной этап урока, представать перед детьми как упражнение, задание.
Таким образом, значение развития лексической стороны речи с помощью фразеологизмов является неотъемлемой частью не только речевого развития детей младшего школьного возраста, но и также важным фундаментом его психического развития, основой познавательной деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ